Универсум
Четверг, 2024-04-25, 3:47 AM
Форма входа
Друзья сайта
Статистика


Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Что такое гордыня? - "ПУТИ"
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
"ПУТИ" » Основной раздел » Цитаты » Что такое гордыня? (читаем, обсуждаем)
Что такое гордыня?
ИгорьДата: Суббота, 2006-06-24, 5:20 PM | Сообщение # 1
почетный гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 386
Репутация: 1
Статус: Offline
ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ

о. Александр Ельчанинов
Отец Александр Ельчанинов -- известный пастырь в Зарубежной Руси в Париже. Скончался в 1933 г. Эта работа была опубликована на эл. страницах Русской православной церкви в Балтиморе, США под заглавием «Демонская твердыня».

Содержание:
Часть 1 - отличительные свойства гордыни;
Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь;
Как распознать в себе гордость?

Часть 1 - отличительные свойства гордыни
Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить - высокомерие, надменность, чванство, - все это разные виды одного основного явления - «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других - что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных - серьезными, рассеянных - сосредоточенными, обжорливых - воздержанными, и т.д. - все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все..... только мелкие грехи..... никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его - тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану - тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание - еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот - драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит - благодаря тщеславию - умирает лучшее, что есть в нас, значит - мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость.

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она - «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она - вражда к Богу, начало всякого греха, она - во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все - несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию - созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения, как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это - так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это - своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя - тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Священник Александр Ельчанинов

Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь
Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение...», или «я придерживаюсь правила...».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой - услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше - добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело - важно, чужое - пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель - вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант - на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни - мания величия и мания преследования - прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически - тоска, мрак, бесплодие.

Морально - одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически - нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения - смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых - смирение; затем - послушание, по ступенькам - любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец - послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого - то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется... и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест - крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания - немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, - слава.

Священник Александр Ельчанинов

Как распознать в себе гордость?
На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» - Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:

«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».
И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».
http://www.zavet.ru/novo/duh/007.htm#01


Смерть стоит того, чтобы жить.
А Любовь стоит того, чтобы ждать...
 
ОляДата: Понедельник, 2006-06-05, 11:49 PM | Сообщение # 2
постоянный участник
Группа: Модераторы
Сообщений: 275
Репутация: 2
Статус: Offline
Игорь!
Ая думаю так, что грехов вообще не существует.
Это мы их сами придумали, что бы жить нам стало бы еще хреновее, чем раньше.

НО введь если подумать, что такое гордыня?

На мой взгляд - это человек, забывший, что ближнего надо любить, как себя.

А вот что такое СЕБЯ ЛЮБИТЬ! Вот это вопрос!

Если человек не знает как себя любить, то как он может полюбить другого?
Вот начинает из себя такого гордого или такого бедного или такого святого или или или.......

Вообщем можно бесконечно говрить о разновидностях "забытия", что такое СЕБЯ ЛЮБИТЬ!

Если подумать, то если человек любит себя, свое Божественное Я, то он уважает и любит в другом человеке его Божественное Я. А тот любит другого и так далее....

И все мы живем в Любви.

Вообщем я ушла от темы на 30000000 км.
И у меня скоро мозги еа бок свихнуться...или еще что нибудь....


Я ЕСМЬ
 
ИгорьДата: Четверг, 2006-06-08, 11:32 PM | Сообщение # 3
почетный гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 386
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Оля)
Ая думаю так, что грехов вообще не существует.

грех-это просто условное название того, что вызывает внутренний дисбаланс.


Смерть стоит того, чтобы жить.
А Любовь стоит того, чтобы ждать...
 
РубиДата: Пятница, 2006-06-09, 9:07 PM | Сообщение # 4
почетный гость
Группа: Проверенные
Сообщений: 45
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Игорь)
грех-это просто условное название того, что вызывает внутренний дисбаланс.

Тогда почему террористы греша, дисбаланса не чувствуют, а если и чувствуют( о чем нам естественно никогда не узнать,... не признаются %), то продолжают грешить. Ведь убийство грех. sad

Чуйствую надо определиться с понятием "греха". bag smile


Этот поезд должен стоять ЗДЕСЬ!
 
РубиДата: Пятница, 2006-06-09, 9:10 PM | Сообщение # 5
почетный гость
Группа: Проверенные
Сообщений: 45
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Оля)
И все мы живем в Любви.

Совершенно верно, но... ah Как то иногда гораздо труднее чем обычно себя в этом убеждать. sad


Этот поезд должен стоять ЗДЕСЬ!
 
ИгорьДата: Пятница, 2006-06-09, 11:22 PM | Сообщение # 6
почетный гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 386
Репутация: 1
Статус: Offline
Грех как поступок-это уже следствие нашего внутреннего дисбаланса.
Если человек внутренне готов согрешить,то готовность эта проистекает из главной причины(отречение от Творца), вызвавшей дисбаланс внутреннего состояние, поступок лишь выносит наружу неблагополучие внутреннего состояния.
Но главный грех-это отречение от Творца и Любви, нарушение Божественных законов.
Можно внешне ничего не делать, а внутри уже грешить, закладывать почву для проявления "греха" как поступка, выхода "греха" наружу.


Смерть стоит того, чтобы жить.
А Любовь стоит того, чтобы ждать...
 
РубиДата: Пятница, 2006-06-09, 11:50 PM | Сообщение # 7
почетный гость
Группа: Проверенные
Сообщений: 45
Репутация: 0
Статус: Offline
Игорь,

surprised
Значит получается, что те же пресловутые террористы (которые считают убийство во славу своего бога, народа и т.д.) безгрешны? sad Они же совершая терракт не отрекаются от Творца, мало того, они это совершают во славу Его! (естественно по их мнению) да и дисбаланса явно не чувствуют.. smile


Этот поезд должен стоять ЗДЕСЬ!
 
ИгорьДата: Суббота, 2006-06-10, 4:23 PM | Сообщение # 8
почетный гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 386
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Руби)
Они же совершая терракт не отрекаются от Творца, мало того, они это совершают во славу Его!

С чего ты взяла,что не отрекаются? Они уже отреклись внутренне. А то что они совершают во Славу Аллаха, то неужели ты думаешь что это так? Это простые слова, на самом деле они поклоняются своим непомерным желаниям и идеалам.
У них языческий бог, созданный ими самими.
И с позиций ислама они совершают злодеяния.


Смерть стоит того, чтобы жить.
А Любовь стоит того, чтобы ждать...
 
ВераДата: Суббота, 2006-06-10, 10:26 PM | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 796
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Руби)
Тогда почему террористы греша, дисбаланса не чувствуют, а если и чувствуют( о чем нам естественно никогда не узнать,... не признаются %), то продолжают грешить

Я просто не сомневаюсь,что эти люди (террористы которые...) не чувствуют дисбаланса,потому что они чувствуют только одно - НЕНАВИСТЬ.Это УЖЕ ад.Они УЖЕ живут в аду.Которые создали внутри себя.И который выплескивают наружу,сеют вокруг себя. ph34r Убийства - это следствие.Это карма ада.Так замыкается круг.Для них. mellow


Миру - мир ! :-)
 
ВераДата: Суббота, 2006-06-10, 10:29 PM | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 796
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Руби)
Как то иногда гораздо труднее чем обычно себя в этом убеждать.


Убеждать не нужно. happy Нужно учиться чувствовать.Всегда... happy heart


Миру - мир ! :-)
 
ОляДата: Понедельник, 2006-06-12, 10:25 PM | Сообщение # 11
постоянный участник
Группа: Модераторы
Сообщений: 275
Репутация: 2
Статус: Offline
У террористов нет Любви.
Любви к себе.
"Полюби ближнего как себя"...


Я ЕСМЬ
 
ОляДата: Понедельник, 2006-06-12, 10:28 PM | Сообщение # 12
постоянный участник
Группа: Модераторы
Сообщений: 275
Репутация: 2
Статус: Offline
Quote (Игорь)
Но главный грех-это отречение от Творца и Любви, нарушение Божественных законов.

ЭТо ты про падших Ангелов?

...смысл.....столько Любви в себе накопить, что бы и на себя и на падшего Ангела хватило, что бы домой вернуться.......
...когда все падшие Ангелы вернуться.....исполниться Божий План....


Я ЕСМЬ
 
РубиДата: Среда, 2006-06-14, 8:33 PM | Сообщение # 13
почетный гость
Группа: Проверенные
Сообщений: 45
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Игорь)
С чего ты взяла,что не отрекаются? Они уже отреклись внутренне. А то что они совершают во Славу Аллаха, то неужели ты думаешь что это так? Это простые слова, на самом деле они поклоняются своим непомерным желаниям и идеалам.

Игорь, а у кого их нет? (непомерных желаний и идеалов) У наших партизан в Великую отечественную тоже получается были... wacko ? cry smile А мы их так сказать поздравляем, почти "боготворим"..Сложно все, неоднозначно.. sad

А гордыня прекрасно "вылечивается" всякого рода "унижениями", в этом я согласна с буддистами, Лазарев кстати из буддизма много чего "сплагиатил" полезного. smile ah


Этот поезд должен стоять ЗДЕСЬ!
 
ИгорьДата: Четверг, 2006-06-15, 5:43 PM | Сообщение # 14
почетный гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 386
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Оля)
ЭТо ты про падших Ангелов?

Про нас всех. О Творца не только Падшие ангелы отрекались, но и мы их дело с успехом продолжаем sad


Смерть стоит того, чтобы жить.
А Любовь стоит того, чтобы ждать...
 
РубиДата: Воскресенье, 2006-06-18, 6:09 AM | Сообщение # 15
почетный гость
Группа: Проверенные
Сообщений: 45
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Вера)
Я просто не сомневаюсь,что эти люди (террористы которые...) не чувствуют дисбаланса,потому что они чувствуют только одно - НЕНАВИСТЬ.Это УЖЕ ад.Они УЖЕ живут в аду.Которые создали внутри себя.И который выплескивают наружу,сеют вокруг себя.

Согласна. heart ...но они же типа Родину защищают? sad правда "дикими" средствами?!? wacko
Quote (Вера)
Убеждать не нужно. Нужно учиться чувствовать.Всегда

Женский подход. wink biggrin Но для меня почти единственный. wink biggrin Поскольку я сама женсчина tongue


Этот поезд должен стоять ЗДЕСЬ!
 
"ПУТИ" » Основной раздел » Цитаты » Что такое гордыня? (читаем, обсуждаем)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024