Венчание
енчание или брак есть таинство, в
котором при свободном (пред священником
и Церковью) обещании женихом и невестою
взаимной верности друг другу,
благословляется их супружеский союз, во
образ духовного союза Христа с Церковью, и
испрашивается и подается благодать Божия
для взаимной помощи и единодушия, и для
благословенного рождения и христианского
воспитания детей.
Брак установлен Самим
Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы,
"благословил их Бог и сказал им Бог:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю и обладайте ею" (Быт. 1, 28).
Каждое таинство - это
обновление человека, как бы новое его
рождение. И в таинстве венчания человек
тоже рождается заново, но уже не один, а в
семье. Ведь в христианском браке двое
становятся одной душой и одной плотью во
Христе.
Сначала совершается чин обручения
жениха и невесты, во время которого
священник с молитвами надевает им
обручальные кольца (в слове "обручение"
легко различить корни слов "обруч", то
есть кольцо, и "рука"). Кольцо, не
имеющее ни начала, ни конца, - знак
бесконечности, знак союза в любви
безграничной, самоотверженной.
Затем священник, соединив
руки жениха и невесты, ставит их перед
аналоем с Крестом и Евангелием, что
означает - перед Ликом Господа, в Его
присутствии. При этом жених и невеста стоят
на новом белом полотенце. Это символ начала
нового совместного жизненного пути, но уже
не порознь, а вместе.
Одна за другой следуют
молитвы с прошениями о Божием
благословении венчающихся. В них
вспоминаются союзы Адама и Евы, праотцев
Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и
Рахили, родителей Девы Марии - Иоакима и
Анны, родителей Иоанна Крестителя - Захарии
и Елисаветы как примеры для новобрачных.
От лица Церкви священник
просит у Бога для нового союза крепости,
мудрости и мужества в испытаниях,
взаимопонимания, мирной жизни, здоровых и
послушных Божией воле детей.
Священник берет венцы и
возлагает их - один на голову жениха, другой
на голову невесты, произнося при этом: "Венчается
раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя
невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь." И - "Венчается раба Божия (имя
невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца
и Сына и Святого Духа. Аминь". После этого,
благословляя новобрачных, священник
трижды возглашает: "Господи Боже наш,
славою и честью венчай их".
"Венчай" - значит: "соедини
их в плоть едину", то есть создай из этих
двоих, до сих пор живших порознь, новое
единство, несущее в себе (подобно Богу-Троице)
верность и любовь друг к другу в любых
испытаниях, болезнях и скорби.
Следует чтение из Послания
апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от
Иоанна. Апостол Павел призывает мужа
любить свою жену, как Христос - Церковь, не
жалея своей жизни, а жене - любить, чтить и
слушаться мужа, как Церковь - Христа.
Отрывок евангельский
рассказывает о браке в Кане Галилейской,
где Господь совершил Свое первое чудо,
претворив обычную воду в прекрасное вино.
Для жениха и невесты, ставших уже мужем и
женой, здесь немалый смысл. Теперь в
совместной жизни им предстоит преобразить
свои, еще не окрепшие чувства (подобные
пресной воде) в подлинную любовь (подобную
прекрасному вину).
И все присутствующие
вместе со священником желают новобрачным
долгих и радостных лет совместной жизни.
При подготовке материала
использовались следующие труды:
"О таинствах Церкви в изложении для
детей", С. Рукова.
"Закон Божий", протоирей Серафим
Слободской.
|