Соборование
аинство соборования, или елеосвящения,
как оно называется в богослужебных книгах,
есть таинство, в котором, при помазании
больного освященным елеем (оливковым
маслом), призывается на больного благодать
Божия для исцеления его от телесных и
душевных болезней. Оно называется соборованием,
потому что для совершения его собирается
несколько (семь) священников, хотя по
нужде может совершить его и один священник.
Таинство елеоосвящения
восходит к апостолам, которые, получив от
Иисуса Христа "власть исцелять болезни",
"многих больных мазали маслом и исцеляли"
(Мк. 6.13). Наиболее полно сущность этого
таинства раскрыта апостолом Иаковом в его
Соборном послании: "Болен ли кто из вас,
пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть
помолятся над ним, помазав его елеем во имя
Господне. И молитва веры исцелит болящего,
и восставит его Господь; и если он соделал
грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14-15).
Итак, елеосвящение -
таинство исцеления. Православный писатель
XIX века Е.Поселянин писал: "Вовсе не
сказано, что болезнь должна быть
смертельной, или чтобы человек находился в
беспомощном состоянии. Не надо забывать,
что в христианстве страдание душевное
признается тоже болезнью... Итак, если я
страдаю духом от смерти близких людей, от
горя, если мне необходим какой-нибудь
благодатный толчок, чтобы собраться с
силами и снять с себя путы отчаяния, - я могу
прибегать к соборованию".
Как происходит
соборование? В центре храма ставится
аналой с Евангелием. Рядом столик, на
котором стоит сосуд с елеем на блюде с
пшеницей. В пшеницу ставится семь
зажженных свечей и семь кисточек для
помазания - по числу читаемых отрывков из
Священого Писания.
Все соборующиеся держат в
руках зажженные свечи. Это наше
свидетельство, что Христос - свет в нашей
жизни.
Возгласом "Благословен
Бог наш ныне, и присно, и во веки веков"
начинается молитвословие с перечислением
имен соборующихся. Затем священник вливает
в сосуд с маслом вино и молится об
освящении елея, ради исцеления и очищения
плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино
в масло вливается в память о милосердном
самарянине, о котором рассказал Господь в
Свое притче: как некий самарянин сжалился
над человеком, избитым и ограбленным
разбойниками, и "перевязал ему раны,
возливая масло и вино" (Лк. 10:34).
Звучат песнопения, это
молитвы, обращенные к Господу и святым,
которые прославились чудесными
исцелениями. Затем следует чтение семи
отрывков из посланий апостолов и Евангелий.
После каждого евангельского чтения
священники помазуют освященным елеем лоб,
ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух
сторон. Это делается в знак очищения всех
наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук
наших - всего того, чем мы могли согрешить.
При каждом помазании
читается молитва: "Отче Святый, врачу душ
и телес, пославый единородного Твоего Сына,
Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг
исцеляющего и от смерти избавляющего,
исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от
обдержащие (охватившие) его (или ее)
телесные и душевные немощи и оживотвори
его (или ее) благодатию Христа Твоего"...
Далее следует молитвенное призывание
Пресвятой Богородицы, Животворящего
Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех
святых.
Заканчивается
Елеосвящение соборующихся возложением
Евангелия на головы. И священник молится
над ними, говоря: "Господи Иисусе Христе,
не мою руку грешную полагаю на головы
пришедших к Тебе просить оставление грехов;
но Твою руку крепкую и сильную, которая в
этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними,
Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих
кающихся и подай им прощение..."
Кроме исцеления от
болезней, елеосвящение дарует нам прощение
забытых грехов (но не сокрытых сознательно).
По немощи памяти человек может исповедать
не все свои согрешения, поэтому не стоит и
говорить, как велика ценность соборования.
Через прощение грехов приходит и очищение,
и часто исцеление или терпеливое
перенесение недуга ради Господа.
Соборование не
совершается над младенцами, потому что у
младенца не может быть сознательно
совершенных грехов.
Физически здоровые люди не
могут прибегать к этому таинству без
благословения священника.
При подготовке материала
использовались следующие труды:
"Азы православия", К. Слепинин.
"О таинствах Церкви в изложении для
детей", С. Рукова.
"Закон Божий", протоирей Серафим
Слободской.
|