Старец
иеросхимонах Серафим Вырицкий (в миру
Василий Николаевич Муравьев, 1865-1949) -
замечательный подвижник Русской
Православной Церкви, прославившийся
многими духовными дарами: прозорливостью,
чудотворениями, исцелением болезней. Для
иеросхимонаха Серафима не существовало
расстояний, ему открывалось прошлое,
настоящее и будущее людей, ему дано было
пророчествовать о судьбах мира.
Во время Великой Отечественной войны
тысячу ночей стоял старец на камне и
молился о спасении России, как преподобный
Серафим Саровский. И эта молитва была
воистину действенна. В 1949 году митрополит
Гор Ливанских Илия поведал о том, как
заступничеством Божией Матери была
спасена Россия в войне 1941-1945 годов. Сама
Пресвятая Богородица открыла Владыке
имена некоторых праведников, чьими
молитвами Господь помиловал Россию. Среди
них первым Пречистая назвала имя старца
иеросхимонаха Серафима Вырицкого.
Василий Николаевич Муравьев, будущий
старец Серафим, родился в 1865 году в
Ярославской губернии. Его родители были
крестьянами. После смерти отца
десятилетний Василий остался с больной
матерью. В душе мальчика жила заветная
мечта - уйти в монастырь. Однажды он пришел
в Александро-Невскую Лавру и встал перед
старцем на колени, умоляя взять его в
монастырь на любую работу. Ответ
прозорливого старца был таков: оставаться
в миру, создать благочестивую семью,
воспитать детей и вместе с супругой
посвятить оставшуюся жизнь монашескому
подвигу. По своей кротости, смирению и
молитвенной настроенности Василий
воспринял слова лаврского старца как Божие
благословение и всю последующую жизнь
прожил так, как определил ему Господь через
Своего посланника.
В двадцать четыре года Василий Николаевич
женится. Его супруга Ольга Ивановна
Найденова также с отроческих лет мечтала о
монашеской жизни. Но поехав с
родственниками на богомолье в Иверский
женский монастырь, она встретила там
старицу схимонахиню Пелагию, которая
благословила Ольгу жить в миру, выйти замуж
и лишь потом, по обоюдному согласию с мужем,
принять постриг. После свадьбы Василий
Николаевич занялся заготовкой пушнины;
дело пошло столь успешно, что в короткий
срок он стал миллионером.
Его никогда не видят в раздражении или
смущении; он всегда спокоен и терпелив и
ничем не оскорбляет достоинства зависимых
от него людей. Был в его доме такой обычай:
по церковным праздникам Муравьевы
накрывали у себя столы и зазывали с улицы
неимущих. После чтения "Отче наш"
Василий Николаевич произносил небольшую
речь, разъясняя смысл наступившего
праздника. Когда трапеза заканчивалась, он
наделял гостей подарками и деньгами. Порой
его бескорыстие удивляло супругу: видя, как
муж жертвует большие суммы на дела
милосердия, ей казалось, что Василий
сознательно пытается разориться. Но его
дела по-прежнему процветали...
Василию было около 30 лет, когда он раздает
большую часть своего состояния, делает
вклады в монастыри, оставляет значительные
суммы своим служащим. Вскоре после смерти
второго ребенка по обоюдному согласию и
благословению отца Варнавы супруги
Муравьевы стали жить как брат и сестра. Об
этом периоде жизни сохранился эпизод,
рассказанный самим старцем. Однажды в
квартиру его забрался вор, собрал самое
ценное, связал в узел и вышел. Почти у
самого дома узел неожиданно развязался.
Вор стал лихорадочно собирать
рассыпавшиеся вещи. Тут возвратился хозяин.
Вор перепугался, но будущий старец подошел
к нему и помог уложить все вещи, взвалил
вору узел на спину и пошел в дом. Старец
говорил, что тем самым грех с этого
человека снят: он не украл, ему подарили.
Отец Серафим часто повторял своим духовным
чадам: "Потерял - не огорчайся; нашел,
получил что-то - не радуйся слишком, а за все
благодари Бога".
Некоторое время он пробыл на Афоне, молился
о вразумлении, как жить дальше. После 40-дневного
поста ему явилась Божия Матерь и сказала:
"Иди в Россию". Возвратившись с Афона,
Василий Николаевич встретился с отцом
Иоанном Кронштадтским, который назвал его
по имени, и сказал, что Матерь Божия послала
его с Афона в Россию. Вероятно, что и подвиг
старчества он принял с благословения
великого Кронштадского пастыря. Долгая
жизнь в миру, предсказанная схимником,
подходила к концу... Сын Василия
Николаевича уже вырос и получил офицерский
чин: в годы Первой мировой Николай Муравьев
служил авиатором в русской армии.
В августе 1920 года Муравьев передает лавре
целое состояние - двадцать пять тысяч
рублей в золотой монете. Он вступает в
число послушников и начинает подвизаться
там в качестве причетника, или пономаря, -
низшего служителя при церкви.
Ольга Ивановна Муравьева поступила в
Новодевичий монастырь, тоже поначалу
послушницей. А монашеский постриг супруги
приняли в один день.
В 1927 году старец принимает схиму с именем
Серафим - в честь преподобного Серафима
Саровского и приходит в Александро-Невскую
Лавру, где братия выбирает его духовником.
К нему постоянно стояла толпа посетителей.
Однажды отец Серафим непрерывно принимал
исповедников на протяжении двух суток!
Когда пришедших было особенно много или
старец заболевал, подавали записки через
келейников с вопросами и получали ответы.
Одна женщина вспоминала, что никак не могла
из-за толпы подойти к старцу. Но всякий раз,
как только она приходила, старец тут же
посылал келейника, который спрашивал: "Где
тут такая-то, батюшка велит пройти к нему".
В 1927 году к старцу Серафиму пришел за
советом архиепископ Алексий (Симанский).
Владыке Алексию предложили помочь в выезде
заграницу, чтобы спастись от неминуемого
ареста и расстрела. Еще до того, как был
задан вопрос, старец Серафим сказал: "Многие
сейчас хотели бы за границу уехать. А на
кого Россию оставляют? Ничего не
страшитесь, Владыка, Вы нужны России. Вы
будете Патриархом всея Руси и будете
править 25 лет. После Святейшего Патриарха
Тихона у нас долго не будет Патриарха.
Будет война, страшная, всемирная, она
приведет народ России к Богу. И у нас эти же
правители будут открывать храмы, хотя
сейчас закрывают".
Тем временем тучи сгущались над Лаврой. И
вот наступила Страстная седмица для
обители. В одну ночь вся братия была
арестована и отправлена в ссылки и лагеря,
многие приняли мученическую кончину.
Большая часть братии попала тогда на
Соловки. Вместе с другими иноками Лавры
прошел страдальческий путь и старец
Серафим. Но везде - в лагерях и тюрьмах -
продолжал он свой подвиг духовника и
старца, укрепляя немощных и слабых, ободряя
и вселяя веру. В 1933 году старец возвратился
из заключения и поселился в Вырице под
Санкт-Петербургом.
Едва оправившись от болезней, немощный
физически, он начал принимать всех
нуждающихся в молитвенной помощи, в
исцелении и в утешении. В великом множестве
шли к вырицкому старцу люди за молитвенной
помощью, что не могло укрыться от властей.
Во время очередного обыска лежащий на
постели, больной отец Серафим подозвал к
себе одного из чекистов. Посмотрев на него
с добротой и лаской, внутренне молясь о нем,
старец взял чекиста за руку, погладил ее,
затем приложил к голове его свою правую
руку и произнес: "Да простятся грехи твои,
раб Божий", назвав имя. И сила любви
победила. Лицо грозного визитера
смягчилось. Дальнейший разговор
происходил так, будто они со старцем были
самыми близкими друзьями. Умягчились
сердца и остальных, производивших обыск.
Совершенно немощный, почти все последние
годы жизни лежащий на одре болезни, отец
Серафим ночами напролет молился, а днем
тысячи людей приносили к нему свои скорби,
болезни, заботы.
Во время войны немцы, прослышав о святом
старце и его прозорливости, приходили к
нему, интересовались, чем закончится война,
победит ли Гитлер. Отец Серафим откровенно
отвечал, что Гитлеру России не победить:
"Санкт-Петербурга вы никогда не возьмете.
Мы - православная держава. Вера сейчас
гонится, но через короткое время снова
возродится".
Старец молился Божией Матери и
преподобному Серафиму, и мы имеем
замечательное свидетельство о том, что
молитва эта была воистину действенна.
Зимой 1942 года келейнице старца матери
Серафиме ночью приснился сон: старец
Серафим в валенках и белом халате гонит по
заснеженному полю множество вооруженных
немецких солдат, которые в ужасе бегут от
него.
Утром, когда мать Серафима подошла к нему,
старец сказал: "Видела? Пойди теперь
посуши валенки и халат". Действительно,
ночью он выходил в зимний сад и молился на
камне в валенках, набросив на себя белый
халат, для маскировки, чтобы соседи не
увидели. Валенки и халат, как вспоминала
мать Серафима, были мокрыми.
...Наступила весна 1949 года. Старец сильно
болел. Чада его молились об исцелении
духовного отца, говорили, что очень жалко
расставаться с батюшкой. Отец Серафим на
это отвечал: "Неужели вы думаете, что
Господь не услышит? Да если я протяну руки к
Нему, Он меня исцелит. Но не как я хочу - буди,
Отче, воля Твоя, а не моя. Пусть любые
болезни посетят - да будет воля Твоя!"
Старец очень ослабел, совсем не вставал с
постели, но требовал, чтобы к нему
пропускали всех приходящих. Те, кто
ухаживали за ним, жалели батюшку и не
впускали людей. Но он духом знал, кто и
зачем приходил; заставлял идти и
возвращать тех, кого не пропустили.
Незадолго до кончины отец Серафим спал не
просыпаясь двенадцать суток подряд.
Приходивший врач слушал работу сердца, все
эти дни пульс едва прослушивался. Когда
батюшка проснулся, то сказал, обращаясь к
матушке Серафиме: "Я побывал во многих
странах. Лучше своей страны не нашел и
лучше нашей веры не видел, говори всем,
чтобы никто не отступал от Православия".
Скончался старец ночью 3 апреля 1949 года в
доме на Майском проспекте. После его
кончины в Вырице целую неделю
чувствовалось благоухание.
Из наставлений и пророчеств о. Серафима
Вырицкого:
"Хотя бы раз в жизни нужно поставить
свечу за тех, кого мы обидели, обсчитали, у
кого украли, не вернули долга".
Старец говорил, что настанет время, когда
за каждого верующего будут по 40 человек
цепляться, чтобы он вытащил их.
"Господь тысячу лет будет ждать, чтобы
хоть один человек спасся и восполнил число
падших ангелов".
Старец говорил, что душу нам дал Господь, но
тело наше - от родителей и прародителей
наших, поэтому часть их грехов переходит к
нам. Вот мы и должны молиться о наших
родителях и прародителях и на исповедях
приносить покаяние за всех них. Они ждут
нашей молитвы и так радуются, когда мы
молимся о них; а те, кто уже находятся в
Царстве Небесном, помогают нам.
На вопрос своего духовного сына о будущем
России старец предложил ему подойти к окну
и посмотреть. Тот увидел Финский залив и
множество плывущих под разными флагами
кораблей. "Как это понять?" - спросил он
у батюшки. Старец ответил: "Наступит
такое время, когда будет в России духовный
расцвет. Откроются многие храмы и
монастыри, даже иноверцы будут к нам
приезжать креститься на таких кораблях. Но
это ненадолго - лет на пятнадцать, потом
придет антихрист".
Говорил, что когда Восток наберет силу, все
станет неустойчивым. Число - на их стороне,
но не только это: у них работают трезвые и
трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство...
Еще рассказывали, как старец говорил: "Восток
будет креститься в России. Весь мир
небесный и те, кто на земле понимают это,
молятся о просвещении Востока".
"Придет время, когда не гонения, а деньги
и прелести мира сего отвратят людей от Бога,
и погибнет куда больше душ, чем во времена
открытого богоборчества. С одной стороны,
будут воздвигать кресты и золотить купола,
а с другой - настанет царство лжи и зла.
Страшно будет дожить до этих времен".
Отче Серафиме, моли Бога о нас!
|