Универсум

Главная
Новости
Пути
Библиотека
Дневник
Фотогалерея
Форум
Гостевая










Серафим Саровский

Cв. Серафим СаровскийЭто было в конце XVIII века. Жители окрестностей Саровского монастыря знали, чтиеромонаха Серафима в его уединенной келье-избушке, расположенной в пяти верстах от обители, бывает много посетителей. В округе ходили слухи о богатых приношениях, которые якобы принимал монах от богомольцев. Трое крестьян решили его ограбить. Они подстерегли отца Серафима в лесу, когда он рубил дрова. Хотя отшельник был очень крепок, а в руках держал топор, он не стал применять силу: "Делайте, что вам надобно". Один из грабителей ударил его обухом по голове — изо рта и ушей хлынула кровь. Они потащили монаха к келье, жестоко избивая. Связав о. Серафима, грабители ворвались в его жилище, где после тщательного обыска обнаружили... икону и несколько картофелин. Разбойников охватил ужас, и они бросились прочь.
Придя в себя, о. Серафим с трудом освободился от уз и к утру, истерзанный, добрался до монастыря. У него была проломлена голова, сломаны ребра. Лекари удивлялись, как с такими повреждениями тот остается в живых. Лишь через пять месяцев преподобный Серафим смог возвратиться в свою пустыньку — одинокую келью, но до конца жизни ходил согбенный, опираясь на палку.
Те, кто напал на о. Серафима, были вскоре уличены, и их хотели передать властям для суда. Спас преступников сам Серафим, объявив, что если эти крестьяне будут подвергнуты наказанию, то он навсегда уйдет из Сарова. Грабителей простили. Но вскоре их настигла иная кара — внезапный пожар уничтожил их дома. Известно, что они раскаялись и уже как богомольцы приходили к преподобному Серафиму
А он принимал только тех, кто остро нуждался в духовной помощи. От иных посетителей, рассказывает предание, преподобный спасался бегством через окошко. И поныне многие миряне не понимают, что монашеская жизнь предполагает углубление в молитву, и бестактно усугублять тяготы монашеского подвига внесением мирской суеты без важного повода.
16 лет провел преподобный Серафим в пустыни в строгом посте и молитвах. Три года из них он посвятил подвигу полного молчания, непрерывно молясь про себя. Подражая древним подвижникам веры, он втайне от братии 1000 дней и ночей молился, стоя на камне, прерываясь только для принятия малой толики пищи и краткого сна. Те, кто посещал преподобного в дальней пустыни, могли иногда видеть, как старец кормил с руки огромного медведя, отдавая дикому зверю часть своей скудной трапезы.
Отшельничество о. Серафима завершилось в 1810 г., когда ему был 51 год: по состоянию здоровья он вынужден был перебраться в монастырь. Там он 17 лет провел в затворе — не выходя из кельи, в постоянной молитве. Первые пять лет его не видел ни один человек, даже послушник, приносивший ему пищу. Постепенно о. Серафим стал ослаблять строгость затвора, показываясь посетителям, но еще в течение пяти лет никто не слышал от него ни единого слова. Лишь после того он стал принимать паломников, приходивших к нему за советом и наставлением. Одним он разъяснял истины веры, другим помогал обрести силы к изменению жизни, третьих предупреждал о грозящих им духовных и житейских опасностях, исцелял от недугов. Каждого посетителя преподобный встречал словами: "Радость моя...". Так он показывал собеседнику открывшийся ему смысл духовного общения: радость о Боге и человеке среди злобы мира.
В последние годы земной жизни преподобный много заботился об yстроении Дивеевской девичьей общины в 12 верстах от Сарова. В эту общину вступали в основном девушки-сироты Забота о. Серафима о них не раз становилась поводом для клеветы, злословия, оскорблений, без которых не обходилась жизнь ни одного святого. Дивеевские девушки не принимали монашеского пострига, но вели строгий иноческий образ жизни. После кончины преподобного Дивеевская общин влилась в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. По преданию, при жизни о. Серафима ему несколько раз являлась Богородица, которая и поручила ему заботу о дивеевских сиротах
Рост числа посетителей (в праздники их набиралось до пяти тысяч) вынудил преподобного проводить большую часть суток в пустыни, в двух верстах от монастыря, лишь на ночь он возвращался в обитель. 2 января 1833 г. монахи, рано утром вошедшие в келью св. Серафима, нашли его стоящим на коленях перед малым аналоем — столиком, на котором лежал молитвослов и икона Божией Матери. Голова была опущена на руки, казалось, он спал. Великий старец отошел в вечные обители во время молитвы. Тело преподобного погребли вблизи собора, справа от алтаря.
Отец Серафим не оставил личных записей, но его поучения дошли до наших дней благодаря собеседникам святого. Одним из них был известный подвижник веры, исцеленный по молитве преподобного Серафима от неизлечимой болезни, Николай Александрович Мотовилов. Беседа с ним преподобного в удивительно простых словах раскрывает цель христианской жизни. Эта цель, по определению о. Серафима, "состоит в стяжании Духа Святого". Никакие добрые дела, подвиги, молитвы, милостыня сами пo себе не способны привести к этой цели. Создавая человека, Бог вдохнул в него нечто присущее только Богу — силу бессмертия. Согрешив против Бога, человек утратил этот дар. Иисус Христос своим искупительным подвигом восстановил его в падшем человечестве. Добро ради самого добра может и не пойти человеку впрок, тем более добро, творимое из выгоды или тщеславия. Но на добро, которое совершается ради Христа, пробуждает и усиливает веру в Него, Бог обязательно откликается, наполняя человека благодать Святого Духа, соединяющего его вечной жизнью.
По молитве преподобного Мотовилов в его присутствии испытал приобщенность к вечному миру, который Христос обещал Своим ученикам, — "мир Мой даю вам" (Ин. 14.27);
" — ...Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь — Господь с нами!
Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пеленy, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца...".
В 1902 г. комиссия, учрежденная Святейшим синодом, подтвердила более 100 случаев исцелений, полученных у гроба преподобного. 26 января 1903 г. преподобный Серафим Саровский определением Святейшего синода причислен к лику святых Русской православной церкви. 19 июля, в день рождения святого, в присутствии царской семьи совершилось открытие его мощей.
Святой Серафим предвидел это событие. Задолго до кончины он заговорил о нем: "У нас в Сарове какая будет радость! Среди лета запоют Пасху!". Пророчествовал он и другое: "Но эта радость будет на самое короткое время; что далее будет... такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут поспевать принимать души". Говоря это, старец плакал.
При советской власти Саровский монастырь был закрыт, мощи преподобного исчезли. Их скрывали несколько десятилетий в запасниках Ленинградского музея атеизма. Вторичное обретение и передача мощей Церкви состоялись 11 января 1991 г. в Санкт-Петербурге. 7 февраля они были торжественно препровождены в Москву, а 23 июля — крестным ходом в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Мощи св. Серафима поместили в Дивееве, как он сам и предрекал. Дело в том, что на месте уничтоженной Саровской Пустыни был построен закрытый ядерный центр. Память св. Серафима Саровского Церковь празднует 2(15) января и 19 июля (1 августа).