Устроение монашества
Монашество
на Руси строилось на византийских
традициях. Большинство монастырей
являлись и являются общежитийными. С XI века
утвердилось в Византии и перешло в
православные церкви сопредельных стран
деление монашества на несколько категорий.
Прежде чем стать монахом, мирянин должен
пройти период послушания — выполнения тех
или иных работ в монастыре. Если настоятель
монастыря убеждается, что послушник твердо
намерен стать монахом, он совершает обряд
пострижения, восходящий к ветхозаветной
символике посвящения человека Богу и
обрезанию волос как знаку рабства в греко-римском
мире. У постригаемого в монахи волосы на
темени выстригаются крестообразно в знак
посвящения Христу и принятия монашеских
обетов.
Существуют три степени такого посвящения.
Первая — пострижение в рясу, когда монах
получает новое имя и право носить широкое и
длинное монашеское одеяние (рясу) и
головной убор — камилавку. Прошедших такое
посвящение называют рясофорными монахами.
Следующие две степени — пострижение в
малую схиму и в великую схиму. Постригаемый
в схиму приносит новые, более строгие обеты
и еще раз получает новое имя в
ознаменование окончательного отречения от
мира, лежащего во зле. После пострижения в
малую схиму монах надевает мантию, откуда и
пошли выражения "постричь в мантию" и
"мантийный монах". После пострижения в
великую схиму ему вручают еще куколь (головная
накидка, спускающаяся на плечи, грудь и
спину) с изображенными на нем крестами и
аналав — крестообразно надеваемая
перевязь в знак несения своего креста и
следования за Христом. Куколь по форме
напоминает младенческий чепчик и означает
детскую незлобивость, которую должен
являть монах.
Малосхимники в отличие от великосхимников
могут возводиться в священнический сан:
монахи-диаконы называются иеродиаконами, а
монахи-священники — иеромонахами.
Пострижение в великую схиму требует более
строгого воздержания и более суровых
аскетических подвигов. Принимая постриг,
монах отрекается от своей воли и дает обет
всецелого послушания наставникам даже в
мелочах, что не исключает, а предполагает
постоянное нравственное усилие и работу
совести. У тех, кто принял сан до
пострижения в великую схиму, он остается. В
этих случаях сан звучит соответственно:
схииеромонах, схиархимандрит и даже
схиепископ.
Существуют монастыри с более или менее
строгими уставами, могут различаться
требования и к разным категориям монахов
одного и того же монастыря (например,
великосхимники постятся строже остальных;
тем, кто занят тяжелым физическим трудом,
во время постов даются послабления и т. п.).
По традиции всех русских монастырей монахи
не должны есть мясную пищу, а молочные
продукты и рыбу могут употреблять в
ограниченном количестве и лишь в особые
дни.
|