|
Монашество на
Руси
Чем
глубже православие проникало в быт
Руси, влияя на формирование
обязательных обрядов и ритуалов, тем
неизбежнее становился обычный для
любого общества и любой эпохи разрыв
между внешними знаками благочестия и
содержанием веры. И тем более в
Русской церкви возрастало значение
монашества — средоточия "христианского
максимализма" в вере и жизни.
Центром монашеского движения в XI-XII
веках становится Киево-Печерская
лавра. Она началась с пещер ("печер"),
которые выкопал в песчаных берегах
Днепра для своего отшельнического
жития Антоний Печерский (983-1073).
Антоний, хотя и положил начало
монашеской общине, более тяготел к
уединенному, аскетическому подвигу.
Он оставался духовным наставником
братии, а настоящим организатором
монастыря, строящего свою жизнь по
православному уставу — Типикону,
стал Феодосии Печерский (1036-1091). Эти
два инока были первыми в чреде
русских преподобных — монахов,
признанных Церковью святыми.
Иноки и священноиноки (монахи,
имеющие сан священника) с самого
начала заняли особое положениe в
русском духовенстве. Так называемое
белое духовенство — женатые
священники и диаконы — жили во
многом общей с мирянами жизнью:
занимались хозяйством, воспитывали
детей. Жизнь иночества для
новокрещеной Руси была поистине иной
— ошеломляюще загадочной, ломающей
все привычные представления о
жизненных ценностях. Монашество
существовало "не в миру", и
потому только оно виделось по-настоящему
отделенным от мира, святым и могло
являть недоступный свет Царства
Небесного. Само слово "святость"
в славянских языках происходит от
слова "свет". Монашеское
состояние уже в Византии именовали
"ангельским чином", подчеркивая
тем самым отрешенность монашества от
земных благ. На Руси прижилась и
глубоко вошла в душу верующего
человека пословица: "Свет инокам —
ангелы, свет мирянам — иноки". Этот
свет не заслоняли от мирян черные
одежды монахов-чернецов,
напоминающие об их "смерти для
мира" с его грехами.
|
|