Заповеди блаженства
днажды, видя перед Собой
множество народа, Иисус Христос,
окружённый учениками, взошёл на гору
и сел, чтобы учить народ. Сначала
Господь указал, какими должны быть
Его ученики, то есть все христиане:
как они должны исполнять закон Божий,
чтобы получить блаженную (в
высшей степени радостную, счастливую),
вечную жизнь в Царствии Небесном. Для
этого Он дал девять заповедей
блаженства, учение о тех качествах и
свойствах человека, которые
соответствуют Царствию Божьему как
Царству Любви. Эта проповедь Иисуса
Христа называется Нагорною.
Иисус Христос,
Господь и Спаситель наш, как любящий
Отец, указывает нам путь - дела, через
которые люди могут войти в Царство
Небесное, Царство Божие. Всем, кто
будет исполнять Его наставления ли
заповеди, Христос обещает, как Царь
неба и земли, вечное блаженство в
будущей, Вечной жизни. Поэтому таких
людей Он называет блаженными, то есть
самыми счастливыми.
Первая заповедь
Блажени нищие
духом, яко тех есть Царство
Небесное. |
Блаженны нищие
духом, потому что дано им будет
Царство Небесное. |
ищие духом - это такие
люди, которые чувствуют и сознают
свои грехи и недостатки душевные.
Помнят они, что без помощи Божией
ничего доброго сами сделать не могут,
а поэтому ничем не хвалятся и не
гордятся ни перед Богом, ни перед
людьми. Это люди смиренные. Смирение
есть основная христианская
добродетель, потому что она есть
основание любви. Она противоположна
гордости а от гордости произошло всё
зло в мире.
Вторая заповедь
Блажени
плачущии, яко тии утешатся. |
Блаженны плачущие
(о грехах своих), потому что они
утешатся. |
лачущие - люди, которые
скорбят и плачут о своих грехах и
душевных недостатках. Господь
простит им грехи. Он дает им еще здесь,
на земле, утешение, а на небе вечную
радость.
Третья заповедь
Блажени кротцыи,
яко тии наследят землю. |
Блаженны кроткие,
потому что они наследуют (получат
во владение) землю. |
роткие - люди, которые
терпеливо переносят всякие
несчастья, не огорчаясь (без ропота)
на Бога, и смиренно переносят всякие
неприятности и обиды от людей, не
сердясь ни на кого. Они получат во
владение небесное жилище, то есть
новую (обновленную) землю в Царстве
Небесном.
Четвертая заповедь
Блажени алчущии
и жаждущии правды, яко тии
насытятся. |
Блаженны алчущие
и жаждущие правды (желающие
правды); потому что насытятся. |
лчущие и жаждущие правды
- люди, которые усердно желают правды,
как голодные (алчущие) - хлеба и
жаждущие - воды просят у Бога, чтобы
Он очистил их от грехов и помог им
жить праведно (желают оправдаться
перед Богом). Желание таких людей
исполнится, они насытятся, то есть
будут оправданы.
Пятая заповедь
Блажени
милостивии, яко тии помиловани
будут. |
Блаженны
милостивые, потому что они
помилованы будут. |
илостивые - люди,
имеющие доброе сердце - милосердные,
сострадательные ко всем, готовые
всегда помочь нуждающимся, чем
только могут. Такие люди сами будут
помилованы Богом, им будет явлена
особая милость Божия.
Шестая заповедь
Блажени чистии
сердцем, яко тии Бога узрят. |
Блаженны чистые
сердцем, потому что они Бога
увидят. |
истые сердцем - люди,
которые не только берегутся от
дурных дел, но и душу свою стараются
сделать чистою, т. е. хранят ее от
дурных мыслей и желаний. Они и здесь
близки к Богу (душою всегда чувствуют
Его), а в будущей жизни, в Царстве
небесном, будут вечно находиться с
Богом, видеть Его.
Седьмая заповедь
Блажени
миротворцы, яко тии сынове Божии
нарекутся. |
Блаженны
миротворцы, потому что они будут
наречены (названы) сынами
Божиими. |
иротворцы - люди,
которые не любят никаких ссор. Сами
стараются жить со всеми мирно и
дружелюбно и других мирить друг с
другом. Они уподобляются Сыну Божию,
Который пришел на землю, чтобы
примирить согрешившего человека с
правосудием Божиим. Такие люди будут
названы сыновьями, т. е. детьми
Божиими, и будут особенно близки к
Богу.
Восьмая заповедь
Блажени изгнани
правды ради, яко тех есть
царствие небесное. |
Блаженны
изгнанные за правду, потому что
их есть царство небесное. |
згнанные за правду -
люди, которые так любят жить по
правде, т. е. по Божиему закону, по
справедливости, что терпят и
переносят за эту правду всякие
гонения, лишения и бедствия, но ни чем
не изменяют ей. Они за это получат
Царство Небесное.
Девятая заповедь
Блажени есте,
егда поносят вам, и ижденут, и
рекут всяк зол глагол на вы лжуще,
Мене ради. Радуйтеся и
веселитеся, яко мзда ваша многа
на небесех. |
Блаженны вы, когда
будут поносить вас и гнать и
всячески неправедно злословить
за Меня. Радуйтесь и веселитесь
тогда, потому что велика ваша
награда на небесах. |
десь Господь говорит: если
вас будут поносить (издеваться над
вами, бранить, бесчестить вас),
применять и лживо говорить о вас
худое (клеветать, несправедливо
обвинять), и все это вы будете терпеть
за свою веру в Меня, то не печальтесь,
а радуйтесь и веселитесь, потому что
Вас ожидает великая, самая большая,
награда на небесах, то есть особенно
высокая степень вечного блаженства.
О промысле Божием
исус Христос учил, что Бог
промышляет, то есть заботиться, о
всех тварях, но особенно промышляет о
людях. Господь заботиться о нас
больше и лучше, чем самый добрый и
разумный отец о своих детях. Он
оказывает нам Свою помощь во всем,
что необходимо в жизни нашей и что
служит для нашей истинной пользы.
"Не заботьтесь (излишне)
о том, что вам есть и что пить, или во
что одеться", сказал Спаситель. "Взгляните
на птиц небесных: они не сеют, ни жнут,
ни собирают в житницу, и Отец ваш
Небесный питает их; а вы не гораздо ли
лучше их? Посмотрите на полевые лилии,
как они растут. Они не трудятся, ни
прядут. Но говорю вам, что и Соломон
во всей славе своей не одевался так,
как всякие из них. Если же траву
полевую, которая сегодня есть, а
завтра будет брошена в печь, Бог так
одевает, то тем более вас, маловеры!
Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что
вы имеете нужду во всем этом. Потому,
ищите прежде всего царствия Божия и
правды Его, и это все приложится вам".
О неосуждении ближнего
исус Христос не велел
осуждать других людей. Он так сказал:
"не судите, и не будете судимы; не
осуждайте, и не будете осуждены.
Потому что каким судом вы судите,
таким и вас будут судить (т. е. если вы
будете снисходительны к поступкам
других людей, то и Божий суд будет
милостив к вам). И какою мерою вы
мерите, такою и вам будут мерить. И
что ты смотришь на сучок в глазе
брата твоего (т. е. всякого другого
человека), а бревна в своем глазе не
чувствуешь? (Это значит: зачем ты
любишь подмечать в других даже
незначительные грехи и недостатки, а
в самом себе не хочешь видеть и
больших грехов и пороков?) Или, как
скажешь брату твоему: дай я выну
сучок из глаза твоего; а вот, в твоем
глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде
бревно из своего глаза (постарайся
прежде всего исправить самого себя),
и тогда увидишь, как вынуть сучек из
глаза брата твоего" (тогда сумеешь
и в другом исправить грех, не
оскорбляя, не унижая его).
О прощении ближнего
рощайте, и прощены будете",
сказал Иисус Христос. "Потому что
если вы будете прощать людям
согрешения их, то простит и вам Отец
ваш Небесный; а если не будете
прощать людям согрешения их, то и
Отец ваш не простит вам согрешений
ваших".
О любви к ближнему
исус Христос велел любить
не только близких своих, но всех
людей, даже обидевших нас и
причинивших нам зло, т. е. врагов
наших. Он сказал: "вы слышали, что
сказано (вашими учителями -
книжниками и фарисеями): люби
ближнего твоего и ненавидь врага
твоего. А Я говорю вам: любите врагов
ваших, благословляйте проклинающих
вас, благотворите ненавидящим вас и
молитесь за обижающих вас и гонящих
вас, да будете сынами Отца вашего
Небесного. Потому что Он повелевает
солнцу Своему восходить над злыми и
добрыми и посылает дождь на
праведных и неправедных".
Если вы будете
любить только тех, кто вас любит; или
будете делать добро только тем, кто
вам делает его, и взаймы будете
давать только тем, от кого надеетесь
получить обратно, за что Богу
награждать вас? Разве не делают того
же самого и беззаконные люди? Разве
не поступают так же и язычники?
Итак будьте
милосерды, как и Отец ваш милосерд,
будьте совершенны, как совершен Отец
ваш Небесный.
Общее правило обращения с ближними
ак мы должны обращаться с
ближними своими всегда, при всяком
случае, на это Иисус Христос дал нам
такое правило: "во всем, как хотите,
чтобы с вами поступали люди (а мы,
конечно, хотим, чтобы все люди любили
нас" делали нам добро и прощали нас),
так поступайте и вы с ними". (Не
делайте другим того, чего себе не
желаете).
О силе молитвы
сли мы будем с усердием
молиться Богу и просить Его помощи,
то Бог сделает все, что послужит для
нашей истинной пользы. Иисус Христос
так сказал об этом: "просите, и дано
будет вам; ищите и найдете; стучите и
отворят вам; потому что всякий
просящий получает, и ищущий находит,
и стучащему отворят. Есть ли между
вами такой человек, который, когда
сын его попросит у него хлеба, подал
бы ему камень? И когда попросит рыбы,
подал бы ему змею? Итак если вы,
будучи злыми, умеете даяния благие
давать детям вашим, тем более Отец
ваш Небесный даст блага просящим у
Него".
О милостыне
сякое доброе дело мы
должны делать не из похвальбы перед
людьми, не на показ другим, не ради
награды людской, а ради любви к Богу и
ближнему. Иисус Христос сказал: "Смотрите,
не творите милостыни вашей пред
людьми с тем, чтобы они видели вас;
иначе не будет вам награды от Отца
вашего Небесного. Итак, когда творишь
милостыню, не труби (т. е. не разглашай)
перед собою, как делают лицемеры в
синагогах и на улицах, чтобы
прославляли их люди. Истинно говорю
вам: они уже получают награду свою. У
тебя же, когда творишь милостыню,
пусть левая рука твоя не знает, что
делает правая (т. е. сам перед собою не
хвались добром, которое ты сделал,
забудь о нем), чтобы милостыня твоя
была втайне; и Отец твой, видящий
тайное (т. е. все, что на душе твоей и
ради чего ты все это делаешь), воздаст
тебе явно" - если не сейчас, то при
последнем суде Своем.
О необходимости добрых дел
тобы люди знали, что для
вступления в Царство Божие
недостаточно только одних добрых
чувств и желаний, а необходимы добрые
дела, Иисус Христос сказал: "не
всякий, говорящий Мне: Господи!
Господи! - войдет в Царство Небесное,
но только тот, кто исполняет волю (заповеди)
Отца Моего Небесного", то есть мало
быть только верующим и богомольным,
но надо еще совершать те добрые дела,
который Господь требует от нас.
Когда Иисус Христос
окончил проповедь Свою, народ
дивился учению Его, потому что Он
учил как власть имеющий, а не как
учили книжники и фарисеи. Когда Он
сошел с горы, за Ним последовало
множество народа, и Он, по милосердию
Своему, совершал великие чудеса.
При подготовке
материала использовались следующие
труды:
"Православие для детей", О.С.
Барило.
"Закон Божий", протоирей Серафим
Слободской.
|