Универсум

Главная
Новости
Пути
Библиотека
Дневник
Фотогалерея
Форум
Гостевая










Иконы Божией Матери

Н

а многих святых иконах изображен образ Пресвятой Богородицы. Мы молимся Матери Божией, зная о том, что Она ближе всех к Богу. Ради Её Материнской любви и Её молитв за нас Бог прощает многих грешников. Пресвятая Богородица - великая и милосердная Заступница за всех нас!

Минская Икона Божией Матери

По преданию Минская икона Пресвятой Богородицы была писана Святым Апостолом и Евангелистом Лукою. В течение многих столетий она находилась в Византии. Ее появление на Руси оказалось связано с принятием нашими предками православной веры. Икона была вывезена святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни (Херсонес) и поставлена в Киевской Десятинной церкви (память освящения церкви в 996 году—12 мая).

В 1500 году, во время взятия Киева ханом Менгли-Гиреем, один татарин, содрав с иконы ризу и украшения, бросил ее в Днепр. Через некоторое время она оказалась плывущей по реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей.. Это было 13 августа 1500 года.

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери, по преданию, была написана еще при жизни Богоматери святым апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершали трапезу Господь Иисус Христос, Его Пречистая Матерь и праведный Иосиф Обручник. Сама Пресвятая Дева видела эту икону и предрекла ее благодатную силу: "Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет" .

Около 450 года образ перенесли из Иерусалима в Константинополь. Около 1131 года Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг прислал икону в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому, который поставил ее в Вышгородском девичьем монастыре близ Киева. Сын Юрия Долгорукого святой благоверный князь Андрей Боголюбский, переходя на княжение во Владимир, взял с собой икону Богоматери.

Пребывая в течение двух с половиной столетий во Владимире, она стала именоваться Владимирской; икона прославилась множеством чудотворений и сделалась одной из наиболее почитаемых в России.

Казанская икона Божией Матери

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским. Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Началась христианизация татар. Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, написанной святым Евангелистом Лукой. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

"Державная" Икона Божией Матери

"Державная" икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения царя-мученика Николая Александровича от престола.

Жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой во сне был голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся". Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и в ответ на свою молитву спустя две недели увидела во сне белую церковь; в ней величественно восседала Женщина, в которой она сердцем почувствовала Царицу Небесную. 2 марта Евдокия отправилась в Коломенское и при виде Вознесенской церкви сразу узнала ее.

По просьбе женщины настоятель храма принялся за поиски иконы и нашел ее - в подвале среди старых досок и рухляди, в пыли. Когда большую, узкую, почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, величественно восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках - почему икона и получила название "Державная".

Иверская икона Божией Матери

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы - на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России, - названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. Первое известие о ней относится к IX веку - временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в X веке была основана Иверская обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба - он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять образ, но чем ближе подплывала к нему лодка, тем дальше он уходил в море. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители. В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу (память преподобного 12/25 июля) и сказала: "Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь; потом войди в море и с верой иди по волнам - тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители". Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в алтарь соборного храма.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. 13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф и толпы православного народа. Позже, в 1656 году, с Афона прибыл другой список - его передали на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоезерский монастырь.

Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша"

На иконе Богомладенец написан стоящим в чаше - это чаша причащения, неупиваемая, или неиспиваемая, ибо Агнец "всегда ядомый и никогдаже иждиваемый". А Матерь Божия с воздетыми руками, как первосвященник, возносит к Богу жертву - Своего закланного Сына. Она молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой.

Чудесное явление святого образа "Неупиваемая Чаша" произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он дошел до нищенского состояния, потерял здоровье - у него отнялись ноги. Однажды ему приснился святолепный старец и сказал: "Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом".

Без гроша денег, да к тому же не владея ногами, крестьянин не отважился на путешествие. Но сон повторился еще дважды, и он не посмел ослушаться. Добравшись до монастыря, крестьянин просил отслужить молебен перед "Неупиваемой Чашей", но никто в монастыре не знал такой иконы. Вспомнили, что в проходе из храма в ризницу висит икона с изображением чаши, - и каково же было всеобщее удивление, когда на ее обратной стороне увидели надпись: "Неупиваемая Чаша"! Знаменательно было и то, что, взглянув на образ преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Из Серпухова крестьянин возвращался исцеленным.

Почаевская икона Божией Матери

Около 1340 года на месте, где ныне расположена Успенская Почаевская Лавра, поселились два инока. Однажды они стали свидетелями чудесного явления: на вершине горы стояла Богоматерь, словно объятая пламенем. На камне навсегда остался отпечаток Ее правой стопы, наполненный прозрачной водой; чудотворный источник воды не оскудевает и поныне. В 1559 году через эти места проезжал из Константинополя митрополит Неофит.

Посетив имение помещицы Анны Гойской недалеко от Почаева, он подарил ей бывшую с ним икону Богородицы. Вскоре стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда в 1597 году перед иконой получил прозрение слепой от рождения брат Анны Филипп, она передала образ инокам, жившим на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храме Успения Божией Матери; тогда икона впервые стала называться Почаевской. От иконы совершались многочисленные исцеления.

Смоленская икона Пресвятой Богородицы "Одигитрия"

Чудотворная икона Божией Матери "Одигитрия" Смоленская, по преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы.

Византийский император Константин IX Мономах в 1046 году благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая ее замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Константинополя в Черниговское княжество, почему и получила название Одигитрии, или Путеводительницы (это название символично, ведь Пресвятая Богородица является для всех православных истинной Путеводительницей к вечному спасению). После смерти князя икона по наследству досталась его сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху, который перенес ее в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Богоматери. С того времени икона "Одигитрии" стала называться Смоленской.

Икона Пресвятой Богородицы "Споручница грешных"

На иконе Божией Матери "Споручница грешных" есть надпись: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну; да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне чрез Меня испросят".

Споручница - значит Поручительница или Посредница между Господом Иисусом Христом и грешными людьми, неусыпная Ходатаица и Молитвенница о них.

Первое известие о чудесах, явленных от этого образа, относится к сороковым годам прошлого столетия. В 1844 году у иконы, хранившейся в часовне Никольского Одрина монастыря города Карачева Орловской губернии, чудесно исцелился двухлетний мальчик, после чего образ торжественно перенесли в соборный храм монастыря. Во время эпидемии холеры в 1847-1848 годах многие безнадежно больные заступничеством Богоматери получили исцеление. В Никольском монастыре в честь чудотворного образа был сооружен большой трехпрестольный храм.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских святой Лука передал ее в Антиохию своему ученику Феофилу.

После смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим, а в V веке - в Константинополь, в специально построенный для нее Влахернский храм. Во времена иконоборчества образ был скрыт в обители Пантократора (Вседержителя), а затем возвращен на прежнее место. Икона издревле почиталась как чудотворная: через нее совершались многочисленные исцеления, подавалась помощь при нашествиях иноземцев.

В 1383 году икона покинула Константинополь и явилась в России. Однажды на Ладожском озере рыбаки ловили рыбу; внезапно их осветил яркий луч, и, подняв головы, они увидели на воздухе сияющую икону Богородицы. Несомая невидимыми руками, она скоро скрылась из вида.

Затем чудный образ явился в селе Вымоченице на реке Ояти (левый южный приток реки Свири), где спустился к молящимся и был поставлен в часовне. Но по прошествии времени икона исчезла и вновь явилась на воздухе в местечке Кожела близ реки Паши (впадающей в Ладожское озеро).

Окончательным пристанищем для Своей иконы Пречистая Владычица избрала город Тихвин Новгородской губернии: явившись на воздухе, образ спустился на руки молящихся жителей и остался в устроенном на месте чудесного явления деревянном храме Успения Богородицы. Храм несколько раз горел, но икона оставалась невредимою. В 1510 году вместо деревянной была построена каменная церковь, а спустя 50 лет в царствование Иоанна IV Грозного усердием государя здесь был основан Тихвинский Богородице-Успенский монастырь.

Толгская икона Божией Матери

В 1314 году епископ Ростовский и Ярославский Прохор, в схиме Трифон, возвращался из Белозерских краев по Волге и заночевал против впадения в Волгу реки Толги. Ночью он увидел на противоположном берегу высокий огненный столп и ведущий к нему мост. Совершив молитву и взяв епископский посох, он прошел по этому мосту и увидел стоящую в столпе на недосягаемой высоте икону Богоматери с Предвечным Младенцем на руках.

Усердно помолившись перед образом, епископ вернулся к месту ночлега, позабыв свой жезл. Когда утром хватились жезла, преосвященный сказал служителям, чтобы искали за Волгой. Переправившись на другой берег, посланные увидели между деревьями икону Богоматери.

Епископ Трифон, коленопреклоненно помолясь перед иконой, со своими спутниками начал рубить лес для церкви; им помогали узнавшие о явлении образа жители Ярославля. К полудню церковь была выстроена; владыка освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и установил 8/21 августа днем празднования явления иконы. В тот же день он благословил быть при церкви мужской обители и поставил ей игумена.

Так милостью Божией Матери и промыслом Божиим в один день был построен и освящен храм и устроен Толгский монастырь. Благодать, источаемая явленным образом, скоро собрала иноков, монастырь обстроился, и необитаемая прежде местность сделалась святым селением славы Божией.

В 1392 году совершилось чудо истечения мира от образа Богоматери. За утренним богослужением, когда священник возгласил: "Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим", из правой руки Богоматери истекло миро, наполнившее церковь благоуханием. Когда же начали совершать благодарственный молебен Богородице перед иконой и запели: "Владычице, приими молитвы раб Твоих", из левой ноги Богомладенца также истекло миро. Все болящие, помазавшись этим миром, получили исцеление, и с того дня икона почитается мироточивою.

Корсунская икона Божией Матери

Ефесская, или Корсунская, икона Богородицы, по преданию, писана св. апостолом Лукою. В 988 году, в 9-й день октября она принесена великим князем Владимиром из Херсонеса в Киев, потом в Новгород и впоследствии в Москву, где стоит за престолом успенского собора.

По другому сказанию, икона сия принесена из Греции в Россию в конце XII века Предиславою, в монашестве Ефросиньею - дочерью полоцкого князя Георгия. Она была высокой подвижнической жизни, основала девичий монастырь в Полоцке, в котором была первою игуменьею, и около 1162 года воздвигла каменный храм Всемилостивому Спасу. Слыша о писанных св. апостолом Лукою еще при жизни Божией Матери иконах, из коих одна находилась в Иерусалиме, другая в Царьграде и третья в Ефесе, она отправила посла к греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хрисоверху с богатыми дарами и просьбою доставить ей Ефескую икону Божией Матери. Они милостиво исполнили просьбу преподобной Ефросинии и отпустили к ней из Ефеса икону, которую она, украсив золотом и драгоценными камнями, поставила в Спасской церкви.

В 1239 году, когда благоверный князь Александр Невский вступил в брак в Торопце с дочерью полоцкого князя Брячислава, тогда она взяла с собою Ефесскую икону Божией Матери и поставила ее в Богородицком соборе Торопца, где она доныне известна под именем Корсунской и почитается чудотворною.

Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

Икона Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих радость" не связана с великими историческими событиями, сражениями, войнами, благословениями на царство. Пожалуй, из всех образов Божией Матери эта икона - наиболее "домашняя", и Богородица предстает только как "убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление".

Икона прославилась чудотворением в 1688 г. Страдавшая неизлечимой болезнью сестра патриарха Иоакима Евфимия, жившая в Москве, однажды утром во время молитвы услышала голос: "Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый "Всех скорбящих Радость". Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни. Получивши же, всем проповедуй милость, ради той иконы явленную, чтобы не сокрыт был источник благодатных исцелений всем требующим". Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы: узнала, что в Москве, на Ордынке, действительно есть храм Преображения; был отслужен молебен, и больная исцелилась. В настоящее время этот чудотворный образ находится в Спасо-Преображенском соборе Петербурга.

Икона Божией Матери "Милостивая"

Предание гласит, что эта чудотворная икона была написана святым евангелистом Лукой, который послал ее вместе с двумя другими иконами в Египет. Когда здесь начались гонения на христиан, святая икона была отправлена в 980 г. в Константинополь. Здесь "Милостивая" икона хранилась в царских чертогах до начала XII века.

В царствование Алексея Комнина (1081-1118) она была перевезена на остров Кипр в Киккскую обитель. На острове от иконы совершались и совершаются многочисленные чудеса. По молитвам во время засухи на землю ниспосылается благодатный дождь, больные, кровоточивые, страдающие головной болью получали исцеление, бесплодным подавалось чадородие.

У этой чудотворной иконы есть одна особенность: подлинника ее никто не может видеть - он закрыт пеленой, и того, кто отважится поднять ее, ждет Божья кара. В 1699 г. Александрийский Патриарх Герасим поднял пелену и тут же был наказан. Помолившись Богоматери, он получил отпущение греха.

На Руси списки чудотворного образа появились в XVII в.