Церковная записка
ерковная записка, подаваемая "О
здравии" или "О упокоении", - это
сравнительно недавнее явление. В тех
семьях, где с уважением относятся к
традициям православного благочестия,
имеется помянник, особая книжечка, в
которую записывают имена живых и умерших и
которая подается во время богослужения для
поминовения. Книжки помянников и сейчас
можно приобрести в храмах или магазинах
православной книги.
Помянник - это запись
на память потомству о живших на земле
предках, что делает помянник книгой, важной
для каждого христианина и заставляет
относиться к ней с уважением. Помянники
хранят в чистоте и опрятности, около
домашних икон.
Церковная записка, в
сущности, - разовый помянник и требует к
себе такого же уважения.
Первая записка, подаваемая
нами, - "О здравии".
Понятие "здравие"
включает не только здоровье, физическое
состояние человека, но и его духовное
состояние, материальное благополучие. И
если мы молимся о здравии человека, который
сделал много зла, то это не значит, что мы
молимся о том, чтобы он и в дальнейшем
пребывал в таком же состоянии - нет, мы
молим Бога, чтобы Он переменил его
намерения и внутреннюю неустроенность,
сделал так, чтобы наш недоброжелатель или
даже враг стал пребывать в гармонии с Богом,
с Церковью, с окружающими.
В эту записку следует
записать всех, кому мы желаем здравия,
спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что
каждому необходимо молиться не только за
себя, но и за других: "молитесь друг за
друга" (Иак. 5, 16). На этой общей молитве
друг за друга и строится Церковь.
В императорской России все
молебны начинались с имени Государя
Императора, от "здравия" которого
зависела судьба не только России, но и
каждой семьи, каждого православного.
Сейчас мы должны первым написать имя
нашего Патриарха, а за ним - Архипастыря,
Преосвященного Архиерея, поставленного от
Бога духовного владыку, заботящегося и
приносящего Господу молитвы и жертвы за
врученную ему паству.
Так поступают многие
христиане, так учит Священное Писание: "прежде
всего прошу совершать молитвы, прошения,
моления, благодарения за всех человеков, за
царей и за всех начальствующих, дабы
проводить нам жизнь тихую и безмятежную во
всяком благочестии и чистоте, ибо это
хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
Который хочет, чтобы все люди спаслись и
достигли познания истины" (1 Тим. 2, 1-4).
Затем пишется имя вашего
духовного отца, священника, который вас
наставляет, заботится о спасении вашей
души, молит о вас Господа: "Поминайте
наставников ваших" (Евр. 13,7).
Затем пишутся имена
родителей, свое имя, имена членов своей
семьи, близких и родных. Каждый должен
молиться о здравии и благополучии своей
семьи: "Если же кто о своих и особенно о
домашних не печется, тот отрекся от веры и
хуже неверного" ( 1 Тим. 5,8).
За своей семьей и родными
впишите имена ваших благодетелей. Если они
сделали вам добро, то и вы должны желать и
молить для них добра и блага у Господа,
чтобы не оставаться перед ними в долгу: "отдавайте
всякому должное... Не оставайтесь должными
никому ничем, кроме взаимной любви; ибо
любящий другого исполнил закон" (Рим.
13,7-8).
Наконец, если у вас есть
недоброжелатель, обидчик, завистник или
даже враг, впишите его имя для молитвенного
поминовения, по заповеди Господа: (любите
врагов ваших, благословляйте проклинающих
вас, благотворите ненавидящим вас и
молитесь за обижающих вас и гонящих вас"
(Мф. 5, 44).
Молитва за врагов, за
враждующих - великая сила для прекращения
вражды и водворения мира. Сам Спаситель
молился за врагов. Известно множество
случаев, когда один из враждующих вписывал
имя своего недоброжелателя в записку о
здравии рядом со своим именем - и вражда
прекращалась, бывший враг становился
доброжелателем.
Вторая записка, подаваемая
нами, - "О упокоении". В ней мы пишем
имена усопших сродников, знакомых,
учителей, благожелателей, всех, кто нам
дорог.
Как молимся мы о живых, так
должны молиться и за умерших - и не только
за ближайших сродников, но и за весь свой
род, за всех, кто сделал нам добро в земной
жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от
нас, хотя и пребывают плотью в земле, а
душой у Господа, не исчезли, продолжают
жить невидимой для нас духовной жизнью
пред очами Божиими, так как Сам Господь
говорит в Святом Евангелии: "Бог же не
есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все
живы" (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие
сродники, а имен многих из них мы часто и не
знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле,
составляем с отшедшими от нас одну Церковь,
одно тело, имеющее Одну Главу - Господа
Иисуса Христа. "Живем ли - для Господа
живем; умираем ли - для Господа умираем: и
потому, живем ли или умираем, - всегда
Господни. Ибо Христос для того и умер, и
воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и
над мертвыми и над живыми" (Рим. 14, 8-9).
Единство и общение наше с
умершими особенно чувствуется во время
усердной молитвы за них. Она производит на
душу молящегося чрезвычайно глубокое
действие и впечатление, доказывая
действительное общение души молящегося с
душами тех, за кого возносится молитва.
Если вы хотите, чтобы
поданная вами в алтарь поминальная записка
было прочитана внимательно и неспешно,
помните правила:
- Записки надо подавать до начала литургии.
Лучше всего записки о поминании подать
вечером или рано утром, до начала службы.
- Пишите четким, понятным почерком, лучше -
печатными буквами, стараясь упоминать в
одной записке не более 10 имен. Если вы
хотите помянуть многих своих родных и
близких - подайте несколько записок.
- Первыми указываются имена архиереев и
иереев, причем указывается их сан,
полностью или в понятном сокращении (например,
иерея Петра, архиеп. Никона).
- Озаглавьте ее - "о здравии" или "о
упокоении".
- Имена пишите в родительном падеже (вопрос
"кого"?).
- Ставьте полную форму имени, даже если
поминаете детей (например, не Сережи, а
Сергия).
- Узнайте церковное написание светских
имен (например, не Полины, а Аполлинарии;
не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
- Ребенок до 7 лет называется младенцем, от
7 до 15 лет - отроком (отроковицей) .
- Не надо указывать фамилии, отчества,
титулы, профессии поминаемых и их степени
родства по отношению к вам.
- Допускается включение в записку слов "воина",
"монаха", "монахини", "болящего",
"путешествующего", "заключенного".
- Наоборот, не надо писать "заблудшего",
"страждущего", "озлобленного",
"учащегося", "скорбящего", "девицы",
"вдовицы", "беременной".
- В заупокойных записках отметьте "новопреставленного"
(усопшего в течение 40 дней по кончине), "приснопамятных"
(усопших, имеющих в этот день памятные
даты), "убиенных".
- За тех, кого Церковь прославила в лике
святых (например, блаженную Ксению),
молиться уже не нужно.
О здравии поминают имеющих
христианские имена, а о упокоении - только
крещенных в Православной Церкви.
На литургии можно подать
записки:
На проскомидию - первую
часть литургии, когда за каждое имя,
указанное в записке, из особых просфор
вынимаются частицы, которые впоследствии
опускаются в Кровь Христову с молитвой о
прощении грехов поминаемых;
На обедню - так в народе
называют литургию вообще, и поминовение за
ней в частности. Обычно такие записки
прочитывают священно- и церковнослужители
перед Святым Престолом;
На ектению -
поминовение во всеуслышание. Его обычно
совершает диакон. По окончании литургии
эти записки во многих храмах поминаются
вторично, на требах. Также можно подать
записку на молебен пли панихиду.
При подготовке материала
использовались следующие труды:
"Как правльно подавать записки 'О
здравии' и 'О упокоении'", издание
Сретенского монастыря.
"Азы православия", К. Слепинин.
|