|
Кирилл и Мефодий
Начало
жизни Церкви в славянском мире
связано с деятельностью монахов-просветителей
IX в. святых Кирилла и Мефодия. Братья
Константин (имя Кирилл принято им при
пострижении в монахи незадолго до
кончины) и Мефодий (в миру его
предположительно звали Михаил) были
выходцами из знатной греческой семьи
города Солуни (современные Салоники).
В IX веке там проживало много славян, и
братья, видимо, с детства владели их
языком. Особой ученостью славился
Константин, получивший впоследствии
прозвище Философ. Он учился вместе с
сыном императора Михаила III, а одним
из сто наставников и покровителей
был выдающийся богослов патриарх
Константинопольский Фотий.
Оба брата тяготели к монашеской
жизни и ученым занятиям в тиши
монастырских келий. Однако Церковь и
империя требовали от них другого
служения. Так, Кирилла посылали с
религиозно-дипломатическими
миссиями к арабам и хазарам.
Путешествие в Хазарский каганат он
совершил вместе с Мефодием. В
результате каган позволил своим
подданным принимать крещение. Братья
лично крестили 200 человек. По мнению
некоторых историков, крестившиеся
были преимущественно славянами.
По возвращении в Константинополь
Кирилл, как полагают, занялся
составлением славянской азбуки —
глаголицы, а также переводом
Священного Писания на
южнославянский солунский диалект. На
основе переводов Кирилла и Мефодия
сложился первый письменно-литературный
язык славян — так называемый
старославянский.
В то время переводы богослужебных
текстов с латинского и греческого на
другие языки уже не были новостью:
богослужения проходили на
старогрузинском, армянском,
сирийском, коптском, готском языках.
Греки Кирилл и Мефодий в своих планах
просвещения славянского мира, уже
отчасти знакомого с христианством,
руководствовались не национальной
идеей, а идеалами Вселенской Церкви,
в которой "нет ни Еллина, ни Иудея"
и которая призвана донести благую
весть "до концов земли". При
поддержке духовных и светских
властей империи и по просьбе
моравского князя Ростислава братья в
863 г. отправились с миссией в Моравию.
Там они устраивали церковную жизнь,
приводили к вере моравов, обучали их
славянской азбуке, переводили
богослужебные тексты на
старославянский язык и вели на нем
церковные службы.
Через три года в сопровождении
учеников-моравов, подготовленных для
посвящения в духовный сан, Кирилл и
Мефодий отправились на родину, но
задержались в Паннонии (юго-запад
Венгрии), где продолжили
миссионерскую деятельность. Получив
в 867 г. известие из Константинополя о
дворцовом перевороте и низложении
своего покровителя, патриарха Фотия,
братья решили направиться в Рим.
Римский папа Адриан II в целом
поддержал их начинания. Слабый
здоровьем Кирилл не вынес тягот
долгого пути и скончался в Риме в 869 г.,
а Мефодий был возведен в сан
архиепископа Паннонии и поселился в
своей епархии, во владениях князя
Коцелла.
Еще в Моравии деятельность братьев
осложнялась сопротивлением латино-немецкого
духовенства, недовольного "славянизацией"
богослужения. В VIII в. один из крупных
соборов Западной Церкви запретил
богослужение на всех языках, кроме
латинского, греческого и
древнееврейского. Мефодий был
обвинен в нарушении церковных
канонов и около трех лет провел в
заключении. Новый папа Иоанн VIII
настоял на освобождении Мефодия и
назначил его архиепископом
Моравским, но запретил славянское
богослужение. Этот запрет (кстати, не
соблюдавшийся Мефодием) был
формально снят только в 880 г.
После кончины Мефодия в 885 г. его
ученики в Моравии подверглись
преследованиям, а уцелевшие нашли
убежище у болгарского кагана (князя)
Бориса. Именно в Болгарии было
продолжено дело Кирилла и Мефодия в
славянском мире.
|
|
|