Боголюбская икона Божией Матери.
Боголюбская икона Божией Матери, один из древнейших чудотворных образов России, была написана в XII веке по просьбе св. кн. Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери. В 1155 году блгв. кн. Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собою чудотворный образ Владимирской Божией Матери, написанный св. евангелистом Лукою. В десяти верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Их заменили свежими, но и новая упряжка не могла сдвинуть повозку. Тогда князь велел сопровождавшему его иерею петь молебен Богоматери, а сам, молясь со слезами, дал обет воздвигнуть здесь храм во имя Пресвятой Богородицы. Уединившись в своем шатре, князь продолжал плакать и молиться.
В полночь, когда все спутники кн. Андрея спали, ему явилась Пресвятая Владычица со свитком в правой руке и с левой рукой, простертой в молитве к видимому на воздухе Христу. Богородица велела князю поставить святую икону Свою во Владимире, а на месте явления построить церковь и при ней устроить обитель. Блг. князь заложил на указанном месте каменную церковь Рождества Богородицы, там же образовался и монастырь. По указу князя иконописец написал икону, на которой изобразил Божию Матерь, как видел Ее кн. Андрей в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Образ был поставлен во вновь построенном храме, и князь повелел установить празднование в честь явления Богородицы 18 июня (1 июля). В память того, что Богоматерь возлюбила место сие, монастырь с возникшим при нем городом был назван Боголюбовым, а сам князь с тех пор стал именоваться Богопюбским. После закрытия монастыря икона принадлежала Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. В мае 1993 г. чудотворный образ торжественно был перенесен в Успенский собор возрожденного Княгинина монастыря во Владимире. В церкви села Зимарово Новодеревенского района Рязанской области находится чтимый список с Бого-любской иконы. По древнему преданию, эта икона стояла на воротах г. Пронска, а во время нашествия татар (в XIII в.) была расколота и брошена в кусты, где сама чудесно срослась, но одна половина ее так и осталась выше другой. Впоследствии икона прославилась исцелениями во время эпидемий моровой язвы, чумы и холеры. В Москве в храме свв. апп. Петра и Павла, что у Яузских ворот, пребывает чудотворный список с Боголюбской иконы, прежде находившийся на Соляной площади над Варваринскими воротами Китай-города. Москвичами почитается также Боголюбская икона из Воскресенского храма в Сокольниках.
Икона Божией Матери Боголюбская
Празднование 18 июня (1 июля по н.с.)
Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская. К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.
Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году - в Москву). Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.
Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной иконой, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.
Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».
Князь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных - бояр Кучковичей.
Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его и внешнее благосостояние век от века росли. В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.
На позднейших списках с чудотворной иконы часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.
Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил – в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные Московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.
Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня (1 июля н.с.), перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» – после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы. Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота – ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе. Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) – в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).
В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте – доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.
Чудотворные списки с Боголюбской имелись: в Калужской губернии - в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии – в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии – в городах Козлов и Елатьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии – в Угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.
В ее честь были устроены обители: мужская - «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские – в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).
Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.
Образ Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.
Тропарь, глас 1:
Боголюби́вая Царице, Неискусному́жная Де́во, Богоро́дице Мари́е! Моли́ за ны Тебе́ Возлюби́вшаго и ро́ждшагося от Тебе́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, пода́ти нам оставле́ние прегреше́ний, ми́рови мир, земли́ плодо́в изоби́лие, па́стырем святы́ню и всему челове́чу ро́ду спасе́ние. Гра́ды наша и страны́ Росси́йския от нахожде́ния иноплеме́нных заступи́ и от междуусо́бныя бра́ни сохрани́. О Ма́ти Боголюби́вая Де́во! О Цари́це Всепе́тая! Ри́зою Свое́ю покры́й нас от вся́каго зла, от ви́димых и неви́димых враг защити́ и спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак
Дева днесь предстои́т Сыну, ру́це Свои к Нему простира́ющи, святы́й князь Андрей ра́дуется, и с ним Росси́йская страна торжеству́ет, нас бо ради мо́лит Богородица Преве́чного Бога.
Молитва
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.