Церковная утварь
амая главная часть храма есть алтарь.
В алтаре совершается священнослужителями
Богослужение и находится самое святое
место во всем храме - святой престол, на
котором совершается таинство святого
Причащения. Алтарь устраивается на
возвышении. Он выше прочих частей храма,
чтобы всем было слышно богослужение и
видно, что делается в алтаре.
Престолом называется
особо освященный четырехугольный стол,
находящейся посередине алтаря и
украшенный двумя одеждами: нижнею - белою,
из полотна, и верхнею, - из более дорогой
материи, большею частью из парчи. На
престоле таинственно, невидимо,
присутствует Сам Господь, как Царь и
Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и
целовать его могут только
священнослужители.
На престоле находится:
антиминс, Евангелие, крест,
дарохранительница и дароносица.
Антиминсом называется
освященный архиереем шелковый плат (платок),
с изображением на нем положения Иисуса
Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на
другой его стороне частицею мощей какого-либо
святого, так как в первые века христианства
Литургия всегда совершалась на
гробницах мучеников. Без антиминса нельзя
совершать Божественной Литургии (Слово "антиминс"
греческое, значит "вместопрестолие").
Для сохранности антиминс
завертывается в другой шелковый плат,
называющейся илитоном. Он напоминает
нам сударь (плат), которым была обвита
голова Спасителя во гробе.
На самом антиминсе лежит губа
(губка) для собирания частиц Св. Даров.
Евангелие, это - слово
Божие, учете Господа нашего Иисуса Христа.
Крест, это - меч Божий,
которым Господь победил диавола и смерть.
Дарохранительницей
называется ковчег (ящик), в котором
хранятся Святые Дары на случай причащения
больных. Обычно дарохранительница
делается в виде маленькой церкви.
Дароносицей
называется маленький ковчежец (ящичек), в
котором священник носит Святые Дары для
причащения больных на дому.
За престолом стоит семисвечник,
то есть подсвечник с семью лампадами, а за
ним запрестольный крест. Место за
престолом у самой восточной стены алтаря
называется горним (высоким) местом;
оно обычно делается возвышенным.
Налево от престола, в
северной части алтаря, стоит другой
небольшой стол, украшенный также со всех
сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником.
На нем приготовляются дары для таинства
причащения.
На жертвеннике находятся священные
сосуды со всеми принадлежностями к ним, а
именно:
1. Св. Чаша, или потир,
в который перед Литургией вливается вино с
водою, прелагаемое потом, за Литургией, в
кровь Христову.
2. Дискос - небольшое
круглое блюдо на подставке. На нем
полагается хлеб для освящения на
Божественной Литургии, для преложения его
в тело Христово. Дискос знаменует собою
одновременно и ясли и гроб Спасителя.
3. Звездица, состоящая
из двух металлических небольших дуг,
соединенных посредине винтом так, чтобы их
можно было или вместе сложить или
раздвинуть крестообразно. Она ставится на
дискосе для того, чтобы покров не
прикасался к вынутым из просфор частицам.
Звездица знаменует собою звезду, явившуюся
при рождении Спасителя.
4. Копие нож, похожий на
копье, для вынимания агнца и частиц из
просфор. Оно знаменует то копие, которым
воин пронзил ребра Христу Спасителю на
Кресте.
5. Лжица - ложечка,
употребляемая для причащения верующих.
6. Губка или плат -
для вытирания сосудов.
Малые покровы, которыми
покрываются отдельно чаша и дискос, так и
называются покровцами. Большой же
покров, покрывающий и чашу и дискос вместе,
называется воздухом, знаменуя собою то
воздушное пространство, в котором явилась
звезда, приведшая волхвов к яслям
Спасителя. Все же вместе покровы
изображают пелены, которыми Иисус Христос
был повит при рождении, а равно и Его
погребальные пелены (плащаницу).
Ко всем этим священным
предметам никому нельзя прикасаться, кроме
епископов, священников и диаконов.
На жертвеннике еще
находятся ковш, в котором подается,
вначале проскомидии, вино с водою для
вливания в святую чашу; потом, перед
причастием, в нем подается теплота (горячая
вода), и в нем же выносится запивка после
причастия.
В алтаре еще находится кадильница
или кадило - укрепленный на цепочке
сосуд, который распространяет
благоуханный дым - фимиам (ладан). Каждение
установлено еще в ветхозаветной церкви
Самим Богом. Каждение перед св. престолом и
иконами выражает наше почтение и
благоговение к ним. Каждение, обращенное к
молящимся, выражает пожелание, чтобы
молитва их была усердной и благоговейной и
легко бы возносилась к небу, подобно дыму
кадильному, и чтобы благодать Божия так
осеняла верующих, как окружает их дым
кадильный. На каждение верующие должны
отвечать поклоном.
В алтаре также хранятся дикирий
и трикирий, употребляемые архиереем
для благословения народа, и рипиды.
Дикирием называется
подсвечник с двумя свечами, знаменующими
два естества в Иисусе Христе - Божеское и
человеческое.
Трикирием называется
подсвечник с тремя свечами, знаменующими
нашу веру в Пресвятую Троицу.
Рипидами или опахалами
называются прикрепленные к рукояткам
металлические круги, с изображением на них
херувимов. Рипидами диаконы веют над
дарами, при освящении их. Раньше они
делались из павлиньих перьев и
употреблялись для охранения св. Даров от
насекомых. Теперь веяние рипид имеет
символическое значение, оно изображает
присутствие небесных сил при совершении
таинства Причащения.
С правой стороны алтаря
устраивается ризница. Так называется
помещение, где хранятся ризы, т. е.
священные одежды, употребляемые при
Богослужении, а также церковные сосуды и
книги, по которым совершается Богослужение.
Перед иконами и аналоями
стоят подсвечники, на которые верующие
ставят свечи. Свечи прихожане берут в свечном
ящике - особом месте у входа в храм.
Зажженная свеча означает нашу пламенную
любовь к Богу, Пресвятой Богородице и всем
святым, к кому мы обращаемся с молитвами.
В особом месте храма (обычно
с левой стороны) устанавливается канун
- небольшой столик с изображением Распятия
и ячейками для свеч, которые верующие
ставят об упокоении близких, родных и
знакомых.
Посредине храма, вверху на
потолке, висит паникадило, т. е. большой
подсвечник со множеством свечей.
Паникадило зажигается в торжественные
моменты богослужения.
При подготовке материала
использовались следующие труды:
"Закон Божий", протоирей Серафим
Слободской.
"Православие для детей", О.С. Барило.
|