Порядок богослужений
ерковной службой называется
соединение по особому плану, в один состав
молитв, отделов из Священного писания,
песнопений и священных действий для
выяснения какой-нибудь определенной идеи
или мысли.
Благодаря тому, что в
каждой службе православного богослужения
последовательно развивается определенная
мысль, каждая церковная служба
представляет стройное, законченное,
художественное священное произведение,
рассчитанное на то, чтобы при посредстве
словесных, песенных (вокальных) и
созерцательных впечатлений, создать в душе
молящихся благочестивую настроенность,
укрепить живую веру в Бога и подготовить
православного христианина к восприятию
Божественной благодати.
Найти руководящую мысль (идею)
каждой службы и установить связь с нею
составных частей - есть один из моментов
изучения богослужения. Порядок изложения
той или другой службы называется в
богослужебных книгах "чином" или
"доследованием" службы.
|
|
|
|
|
|
Рождественское
богослужение |
Каждый день является днем
недели и в то же время днем года, поэтому на
каждый день приходится троякого рода
воспоминания: 1) воспоминание "дневные"
или часовые, соединенные с известным часом
дня; 2) воспоминания "недельные" или
седмичные, соединенные с отдельными днями
недели; 3) воспоминания "годовые" или
числовые, соединенные с определенными
числами года.
Благодаря троякому роду
священных воспоминаний, приходящихся на
каждый день, все церковные богослужения
делятся на три круга: суточный,недельный
и годовой , причем, основным "кругом"
является "круг повседневный", а два
других дополнительными.
Суточный круг богослужений
уточным кругом богослужений
называются те богослужения, которые
совершаются Святой Православною Церковью
на протяжении суток. Названия повседневных
служб указывает на то, в какой именно час
дня надлежит совершать каждую из них.
Например, вечерня указывает на вечерний
час, повечерие - на час, следующий за "вечерею"
(то есть за вечернею трапезою), полунощница
- на полночь, утреня - на утренний час,
обедня - на обеденный, то есть полуденный,
первый час - по нашему значит 7-й час утра,
третий час - наш 9-й час утра, шестой час - наш
12-й час, девятый - наш третий час пополудни.
Обычай молитвенного
освящения этих именно часов в христианской
Церкви очень древнего происхождения и
установился под влиянием ветхозаветного
правила трижды в течение дня совершать в
храме моление для принесения жертв -
утренней, дневной и вечерней, а также слов
Псалмопевца о прославлении Бога "в вечер,
заутра и полудне". Несоответствие в
счете (разница около 6 часов) объясняется
тем, что счет принят восточный, а на Востоке
восход и заход солнца по сравнению с нашими
странами разнится на 6 часов. Следовательно,
1-й час утра Востока соответствует нашему 7
часу и так далее.
Вечерня, совершаемая в
конце дня вечером, потому поставляется
первою среди повседневных служб, что по
изображению Церкви день начинается с
вечера, так как первому дню мира и началу
существования человека предшествовала
тьма, вечер, сумерки. Этой службою мы
благодарим Бога за проходящий день.
Повечерие - служба,
состоящая из чтения ряда молитв, в которых
мы просим у Господа Бога прощения грехов и
чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим),
покой тела и души и сохранил нас от козней
диавола во время сна. Cон, также напоминает
о смерти. Поэтому в православном
богослужении на повечерии напоминается
молящимся о пробуждении от вечного сна, то
есть о воскресении.
Полунощница - служба
предназначена для совершения в полночь, в
воспоминание ночной молитвы Спасителя в
Гефсиманском саду. "Полунощный" час
памятен еще и потому, что "к полунощному
часу" в притче о десяти девах Господь
приурочил Свое второе пришествие Эта
служба призывает верующих быть всегда
готовыми ко дню Страшного Суда.
Утреня - служба,
совершаемая утром, перед восходом солнца.
Утренний час, приносящий с собою свет,
бодрость и жизнь, всегда возбуждает
благодарственное чувство к Богу, Подателю
жизни. Этой службою мы благодарим Бога за
прошедшую ночь и просим у Него милостей на
наступающий день. В православном
богослужении за утренней прославляется
пришествие в мир Спасителя, принесшего с
Собой новую жизнь людям.
Первый час,
соответствующий нашему седьмому часу утра,
освящает молитвою уже наступивший день. На
первом часу вспоминается суд над Иисусом
Христом у первосвященников, состоявшийся
действительно около этого времени
|
|
|
|
|
|
Сошествие
Святого Духа
на апостолов |
На третьем часе,
соответствующем нашему девятому часу утра,
вспоминается сошествие Святого Духа на
апостолов, совершившееся приблизительно в
то же время.
На шестом часе,
соответствующем нашему двенадцатому часу
дня, воспоминается распятие Господа нашего
Иисуса Христа, случившееся с 12-й по 2-й час
дня.
На девятом часе,
соответствующем нашему третьему пополудни,
воспоминаем крестную смерть Господа
нашего Иисуса Христа, происшедшей около 3-х
часов пополудни.
Обедня или Божественная
Литургия есть самое главное
богослужение. На ней воспоминается вся
земная жизнь Спасителя и совершается ТаинствоПричащения,
установленное Самим Спасителем на тайной
вечери. Литургия служится утром, перед
обедом.
Все эти службы в древности
в монастырях и у отшельников совершались
отдельно, в положенное для каждой из них
время. Но потом, для удобства верующих, были
они соединены в три богослужения: вечернее,
утреннее и дневное.
Вечер |
Утро |
День |
1. Девятый час (3 часа дня).
2. Вечерня.
3. Повечерие. |
1. Полунощница (12 час.
ночи).
2. Утреня.
3. Первый час ( 7 час. утра). |
1. Третий час (9 час. утра).
2. Шестой час (12 час. дня).
3. Литургия. |
Накануне больших
праздников и воскресных дней совершается
вечерняя служба, в которой соединяются:
вечерня, утреня и первый час. Такое
Богослужение называется всенощным
бдением(всенощною), потому что у древних
христиан оно продолжалось всю ночь. Слово
"бдение" значит: бодрствование.
Недельный круг богослужений
елая сделать своих чад насколько
можно чище, набожнее и сосредоточеннее. Св.
Церковь постепенно придала молитвенное
воспоминание не только каждому часу дня, но
и каждому дню недели. Так, с самого начала
существования Церкви Христовой "первый
день недели" был посвящен воспоминанию о
воскресении Иисуса Христа и сделался
торжественным радостным днем, т.е.
праздником.
В понедельник (первый
день после воскресенья) прославляются
бесплотные силы - Ангелы, созданные
прежде человека, ближайшие слуги Божии;
Во вторник -
прославляется святый Иоанн Креститель,
как больший из всех пророков и праведных;
В среду воспоминается
предательство Господа иудою и, в связи с
этим, совершается служба в память Креста
Господня (день постный).
В четверг
прославляются св. Апостолы и св. Николай
Чудотворец.
В Пятницу
воспоминаются крестные страдания и смерть
Спасителя и совершается служба в честь креста
Господня (день постный).
В субботу - день покоя, -
прославляются Божия Матерь, Которая
ублажается и ежедневно, праотцы, пророки,
апостолы, мученики, преподобные,
праведные и все святые, достигшие
упокоения в Господе. Также поминаются все
усопшие в истинной вере и надежде на
воскресение и жизнь вечную.
Годовой круг богослужений
о мере распространения
Христовой веры увеличивалось число Св. Лиц:
мучеников и угодников. Величие их подвигов
давало неисчерпаемый источник
благочестивым христианским песнотворцам и
художникам для составления в память их
различных молитв и гимнов, а также
художественных изображений.
Св. Церковь включила эти
появляющиеся духовные произведения в
состав церковного богослужения, приурочив
чтение и пение последних ко дням памяти
обозначаемых в них святых. Обширен и
разнообразен круг этих молитв и песнопений;
он развертывается на целый год, и на каждый
день приходится не один, а несколько
прославляемых святых.
Проявление милости Божией
к известному народу, местности или городу,
например, избавление от наводнения,
землетрясения, от нападения врагов и т.п.
давали неизгладимый повод молитвенно
ознаменовать эти происшествия.
Таким образом каждый день
в году посвящается памяти тех или других
святых, важным событиям, а также и особым
священным событиям - праздникам и постам.
Из всех праздников в году
является самым большим праздник Светлого
Христова Воскресения (Пасха). Это есть
праздников Праздник и Торжество из
торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта
(4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н.
ст.), в первый воскресный день после
весеннего полнолуния.
Затем бывает в году
двенадцать великих праздников,
установленных в честь Господа нашего
Иисуса Христа и Божией Матери, которые
называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих
святых и в честь бесплотных Сил небесных
- ангелов.
Потому все праздники в
году по своему содержанию, делятся: на Господские,
Богородичные и святых.
По времени празднования
праздники делятся: на неподвижные,
которые бывают каждый год в одни и те же
числа месяца, и подвижные, которые хотя
бывают в одни и те же дни недели, но
приходятся на разные числа месяца в
соответствии с временем празднования
Пасхи.
По торжественности
церковной службы, праздники делятся на великие,
средние и малые.
Великие праздники всегда
имеют всенощное бдение; средние же
праздники - не всегда.
Богослужебный церковный
год начинается 1-го, сентября старого стиля,
а весь годовой круг Богослужений строится
применительно к празднику Пасхи.
При подготовке материала
использовались следующие труды:
"Катехизические беседы", издание
Пермского Епархиального Управления.
"Закон Божий", протоирей Серафим
Слободской.
|