Пассия
амая поздняя по времени
возникновения православная служба - пассия
(греч. "страдание") - была составлена в
середине XVII века митрополитом Киевским
Петром (Могилой), создателем многих
литургических форм. Так называются особые
службы, совершаемые в Великом посту, во
время которых читается Евангелие о
крестных страданиях Спасителя.
Первоначально пассии были распространены
в южных областях России, но к XX веку их
стали совершать повсеместно.
Последование пассии
бывает 4 раза в год (по числу евангелистов):
во второе, третье, четвертое и пятое
воскресенья (или пятницы) Великого Поста,
по вечерам. Как ясно из названия, на этих
службах воспоминаются спасительные
страдания Господа Иисуса Христа. За каждой
пассией прочитываются евангельские
повествования об этом: на первой -26 и 27
главы от Матфея, на второй - 14и 15 от Марка, на
третьей -22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от
Иоанна. По традиции во время чтения
Евангелия молящиеся стоят с зажженными
свечами в руках.
Кроме того, на пассии мы
слышим некоторые трогательные песнопения
из богослужения Великой Пятницы - дня
телесной смерти Господа. Так, исполняется
стихира "Приидите, ублажим Иосифа
приснопамятного", которую поют во время
целования Плащаницы Христовой; перед
чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша
ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий..."
Эти и другие молитвы возносят нас на
Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной
цели Поста - сораспятии со Христом. В конце
службы все верующие с благоговением
подходят поклониться перед Распятием,
Крестом Христовым, который на пассии
выносится на середину храма.
На пассии непременно
произносится проповедь с поучением об
Искуплении. Ранний чин этой службы не
предусматривал каких-либо частей, но
народное благочестие добавило к Евангелию
и проповеди еще и акафист - Кресту Христову
или Страстям Господним, которые обычно
поются не только певчими, но и всеми
богомольцами. Не удивительно, что пассию
так любят русские православные христиане.
Пассии производят глубокое впечатление на
верующих. Своим внутренним содержанием они
доставляют молящимся высокое духовное
утешение и назидание.
Правда, в некоторых кругах
бытует мнение, что пассия - порождение
католицизма. В ней усматривают подобие
католических месс Баха для Страстной
недели (известные "Страсти по Матфею",
"Страсти по Иоанну"). Это мнение
неосновательно. Напротив, митрополит Петр
составлял последование в противовес
пышным католическим богослужениям, из-за
которых многие приверженцы внешнего
благолепия принимали унию. Дух пассии
совершенно православный: случайное
сходство с католическими службами по форме
растворено глубочайшим духовно-нравственным
содержанием.
При подготовке материала
использовались следующие труды:
"Азы православия", К. Слепинин.
|