Согласно достоверным историческим
данным принц Сиддхарта Гаутама родился в VI
веке до нашей эры в семье махараджи по
имени Шудходана. Данное ему имя означало «добившийся
цели». Рождению мальчика предшествовали
многочисленные пророчества, предрекавшие
ему стезю или могущественного властителя,
или странствующего отшельника. Отец
предпочёл, чтобы сбылось первое из
предсказаний, и сделал всё для того, чтобы
сын не покидал пределов дворца. Мать
Сиддхарты Мая умерла через семь дней после
рождения сына. Сиддхарта прожил во дворце
отца двадцать девять лет, не ведая забот и
страданий. Однако, текущая за стенами
дворца, неизвестная жизнь оставалась
недоступной. Поддавшись на уговоры
Сиддхарты, отец организовал ему
торжественное шествие за пределы дворца,
предварительно приказав убрать с улиц всех
больных и стариков. Тем не менее, Сиддхарте
удалось скрыться от сопровождавшей его
процессии, он удалился в одну из подворотен
и вдруг увидел жизнь, такой как она есть. Он
удивился тому, что люди подвержены
страданиям и болезням, стареют и умирают.
Эта «новость» лишила его покоя. Как-то
ночью, он решил тайком покинуть отчий дом,
поклявшись найти способ помочь людям. Он
примкнул к странствующим аскетам и на
протяжении долгих лет скитался с ними в
лесах, истязая плоть, пытаясь достичь
единения Атмана и Брахмана, Души и Космоса.
Но, в конце концов, он отказался от
аскетизма и открыл для себя новый путь,
путь самосозерцания и медитации. И аскеза,
и медитация не были чем-то новым для Индии,
однако вывод сделанный Сиддхартой был
очень важным, и вошёл в историю как «серединный
путь» – отказ от сурового аскетизма,
убивающего тело и праздной лености,
закрывающей путь к знанию. Он долго
медитировал, пока недалеко от селения Гая,
сидя под сенью огромного баньяна, в течение
трёх ночей он не достиг просветления. Чего
же он достиг?
В первую ночь он увидел все свои
многочисленные предыдущие перерождения.
Он узнал, что 83 раза он был святым, 58 раз –
царём, 24 раза – монахом, 18 раз рождался
обезьяной, 13 раз был торговцем, 12 раз был
курицей, 8 раз – гусём, 6 раз – слоном, рыбой,
крысой, плотником, кузнецом, лягушкой и
зайцем. Всего 550 перерождений.
Во вторую ночь Сиддхарта познал закон,
управляющий бесконечным циклом рождения,
смерти и перерождения. Он назвал его «Дхарма»,
так же стали называть и само учение
Сиддхарты, которое он проповедовал до
конца жизни, а его самого – Буддой, что
значит «пробуждённый».
Будда открыл, что каждая часть Вселенной,
а не только люди, подвержена изменению и
разложению. Всё, что создано – должно
исчезнуть. Все части Вселенной и
человечества не совершенны и не независимы
от других систем. Они состоят из множества
элементов, которые находятся в непрерывном
движении, постоянно разъединяясь и
соединяясь в новые комбинации. Этой
перегруппировкой управляет закон. В мире
живых существ этот закон выражается
причинно-следственной связью, именуемой «карма».
В течении третьей ночи Будда познал
Четыре Благородные истины:
Знание страдания. Рождение есть
страдание, старение есть страдание,
болезнь есть страдание; беспокойство,
несчастье, боль, разочарование и отчаяние
есть страдание; невозможность получить
желаемое тоже есть страдание.
Причина страдания. Заключается в желании
и невежестве.
«Но в чём состоит благородная истина о
причине страдания? Она – в желании, которое
является причиной перерождений, oна в жажде
и привязанности, желании чувствовать,
желании быть, желании разрушить себя».
Освобождение от страдания. Страдание
должно быть полностью уничтожено – это
основная цель буддизма. Это полное
освобождение от перерождений (сансары) и
погружение в нирвану.
Путь освобождения от сансары. Следование
Благородному Восьмеричному Пути. Это
должно определять образ жизни.
Благородный Восьмеричный Путь.
Правильное знание, воззрение, принятие
Четырёх Благородных Истин.
Правильное отношение, мышление-
стремление к доброй воле, миролюбивости,
отказ от чувственных желаний, ненависти и
злобы.
Правильная речь – ложь, болтовня и
сплетни – вне закона.
Правильные действия. Определяют спектр
морального поведения. Не убийство, не
воровство, супружеская верность.
Правильное занятия – способ
зарабатывания себе на жизнь не должен
приноситъ вреда другим.
Правильное усилие. Злобные порывы
следует подавлять, а добрые поощрять для
развития добрых слов и поступков.
Правильное сознание. Внимание,
тщательное взвешивание мыслей, слов,
поступков и эмоций, не поддаваться на
позывы желаний.
Правильное самообладание. Путь
концентрации служит для освобождения от
всего, что тянет назад.
Первая и вторая части Восьмеричного Пути
имеют отношение к самосозерцанию. Третья,
четвёртая и пятая – к морали. Шестая,
седьмая и восьмая – к духовной дисциплине.
Эти правила не суровы, и не строги – это
срединный путь без крайностей аскетизма
или необузданности.
В четвёртую ночь Будда познал Три
Характеристики Бытия:
Все составляющие бытия преходящи. Всё,
что мы считаем постоянным – ни что иное,
как последовательность событий. Наши
желания и потребности создают иллюзию
постоянства.
Все составляющие бытия лишены своего «Я».
Наше заблуждение в том, что мы думаем, будто
состоим из неизменного «эго». Отсюда – все
наши привязанности.
Все составляющие бытия исполнены
страданий. Человеческая природа никогда не
может удовлетвориться непостоянством
Второе философское открытие, сделанное
им в четвёртую ночь – теория причинности
или закон взаимозависимого происхождения.
К этому времени в мире были распространены
в основном два вида философских подходов –
этернализм и нигилизм. Подход этернализма
представлен в классических
древнеиндийских ведах, согласно которым,
человеческая личность вечна. Но это не
является доказуемым, поэтому порождает
желания и приводит к страданиям. Нигилизм
же заключается в утверждениях о том, что
все события не связаны между собой, что
противоречит повседневной практике, а так
же исключает излечение любой болезни.
Доктрина Срединного Пути Будды утверждает
о том, что всё непостоянно, однако всё
подчиняется причинно–следственной связи
согласно трём характеристикам причинности
– объективности, необходимости,
неизменности и обусловленности. Подобный
подход помог Будде глубже истолковать
закон кармы, нежели это было сделано в
индуизме. Будда увидел, что избавление от
сансары или циклического перерождения в
шести мирах существования зависит от
самого человека, от очищения им своей кармы
и сознательной работы над собой.
Открывший всё это Сиддхарте познал все
законы мироздания и путь в Нирвану. Он
решил немедленно этим воспользоваться.
Однако бог Брахма попросил Сиддхарту не
поддаваться на искушение, и поделиться с
людьми своими знаниями. В течение
последующих 44 лет Будда проповедовал своё
новое знание, подавая его по-разному,
согласно различным способностям его
слушателей. Первая такая проповедь была
дана им в Оленьем парке Сарнатха
неподалёку от Варанаси, во время которой он
поведал о Четырёх Благородных Истинах и
Восьмеричном Пути. Именно это учение,
данное в Сарнатхе получило название
Первого Поворота Колеса Дхармы. В городке
Раджгир он совершил Второй и Третий
Повороты Колеса Дхармы, где преподал
глубокие философские и эзотерические
основы учения. Благодаря тому, что учения
Будды преподавались на разных уровнях, в
дальнейшем возникло несколько направлений
буддизма.
Будда закончил свой жизненный путь в
городке Кушинагар, где обрёл великое
освобождение, называемое в буддизме
Паранирвана.
|